Стимулировать воображение крохи можно буквально с пеленок. С этим справится каждая заботливая мама
Когда говорят о раннем развитии, в первую очередь чаще всего представляют карточки со словами и цифрами, карты мира или плакаты с животными. Забывая при этом о развитии творческом, которое на самом деле слишком ранним не бывает! Закладывать фундамент креативности крохи вы можете с рождения. И делать это не по режиму, а как бы невзначай, в процессе общения и ухода за малышом первого года жизни.
Живописцы, окуните ваши кисти…
О пальчиковых красках слышали все. Именно их (главное — безопасных, качественных) родители покупают, чтобы познакомить малыша с разнообразием цветов и дать ему возможность почувствовать радость творчества.
Лучше всего раздеть малыша, оставив его в подгузнике, и застелить пространство вокруг клеенкой или бумагой. Налейте немного краски разных цветов в блюдечки и покажите крохе, как можно окунуть в краску пальчики, ладошки или даже пяточки. Потом сделайте отпечатки на бумаге, назовите цвета, порадуйтесь полученной картинке. Когда краска подсохнет, скажите ребенку: „Давай подумаем, на что это похоже?”. Конечно, кроха вам пока еще ничего не ответит, но слушать может внимательно. Возьмите карандаши или фломастеры и дорисуйте картинки. Желательно в итоге получить то, что малыш уже видел в реальной жизни: цветок, машину, котенка, птичку. Экзотических животных или пальмы с кокосами можно оставить на потом.
Занятия с красками — отличная возможность приучать кроху к аккуратности. Показывайте ему, как важно после рисования убрать за собой, помыть ручки, вытереть стол.
Звуки музыки
Музыкальное развитие крохи естественным образом начинается с маминых колыбельных. Плюс в большинстве домов звучит музыка по радио, по телевизору и в музыкальных центрах. А если у вас есть инструмент и вы умеете играть, большего и желать не надо! Помогите крохе потыкать пальчиками в клавиши пианино, сыграйте незатейливую мелодию. Или проведите его ладошкой по струнам гитары, пусть услышит странные звуки, а затем возьмите несколько аккордов, чтобы он услышал разницу между случайным набором звуков и благозвучием. Можно дать малышу дудочку и показывать, как в нее дудеть. А уж барабанить обожают все малыши: для этого вовсе не нужно тратиться на дорогую ударную установку. Барабанить можно чем угодно и по любым поверхностям. С классическими произведениями ребенка знакомить тоже можно, но только если вы сами действительно любите эту музыку, а не прочитали где-то, что деткам полезно слушать Моцарта и Вивальди. Ничто искусственно преподнесенное не идет малышам на пользу.
Включайте простые произведения и помогайте крохе „подыгрывать” им на дудочке, ударных или пианино. Вот вам и развитие слуха за 5 минут веселых занятий!
Танцуют все!
Какое удовольствие включить любимую музыку, взять малыша и покружиться с ним в танце. Так вы тренируете его вестибулярный аппарат, знакомите с новыми движениями и стимулируете эмоции: если музыка медленная и грустная, обязательно скажите об этом своему ребенку. А если зажигательная и веселая — подчеркните именно эти эмоции. Позже можете называть танцевальные стили. Пусть вам кажется, что кроха еще ничего особо не понимает, не важно: сейчас он все впитывает, все „записывается” на будущее.
Позже и „географии” можно добавить: „Это греческий танец сиртаки”. „Фламенко любят в Испании”. „А вот русскую кадриль танцевали твои прабабушки”.
Пластилиновые чудеса
Ближе к году вполне можно знакомить детишек с пластилином. Он также идеален для развития мелкой моторики ребенка. Естественно, выбирать нужно качественный материал и ни в коем случае не оставлять кроху играть с пластилином одного.
Сейчас можно купить самые разнообразные варианты пластилина: и традиционный, и зернистый, и специальную массу для лепки с приятным запахом, не липнущую к рукам.
Для начала учите малыша отщипывать кусочки пластилина, скатывать шарики, сплющивать их, раскатывать „колбаски”, рвать их на кусочки. И пока ваш юный творец еще совсем мал, завершайте фигурку сами, опять же, выбирая поначалу совсем простые и понятные для него предметы: яблоко, тарелочку, цветок или булочку.
Можно поиграть в веселую игру „втыкалочки”: помогите крохе слепить из пластилина толстенькую лепешку и предложите ее украсить. Возьмите ручку малыша в свою и помогите ему сделать несколько движений, втыкая в пластилин небольшие предметы (фасолины, небольшие карандаши, толстые макаронины) — малыши очень быстро осваивают этот навык и с удовольствием продолжают играть во „втыкалочки” самостоятельно.
Можно также вырезать из лепешек разные фигурки с помощью формочек для печенья или любыми подручными фигурками (теми же крупными деталями Legо). А еще потом здорово использовать плоды вашего творчества в совместных играх в дочки-матери, в магазин, в детский сад и т. д.
Чуть позже можно начинать заниматься с соленым тестом. Его прелесть в том, что созданные шедевры можно запечь в духовке и потом раскрасить. Лучшего подарка бабушкам-дедушкам и не придумать!
Бумажных дел мастер
Для многих малышей дорваться до бумаги и всласть ее порвать — особое наслаждение. У этого отличного творческого занятия двойная польза: одновременно великолепно развивается мелкая моторика пальчиков (а значит, стимулируется центр развития речи) и детское воображение. Ведь из кусочков разноцветной бумаги можно сделать чудесные аппликации. Можете нарисовать на листе бумаги какую-нибудь крупную и несложную картинку, смазать ее клеем и помочь малышу наклеить сверху контура кусочки бумаги. Или пойти по пути абстракционистов и наклеивать бумажки в произвольном порядке, а потом придумать, что бы эта картина могла символизировать.
Самыми удачными для творческого развития малыша станут именно те занятия, которыми искренне увлечены сами родители.
Полезные советы
Совсем не обязательно выделять какое-то специальное время для занятий с малышом. Просто вписывайте творчество в ваш привычный режим, который на первом году жизни крохи меняется каждый день. Что стоит учесть?
- Малыш должен быть бодрым, сытым и довольным, не уставшим, не сонным.
- Материалы для творчества нужно держать в отдельном месте, недоступном для крохи.
- Если видите, что занятие, которое до сих пор всегда радовало кроху, перестало ему нравиться, не настаивайте, на время „забудьте” о нем и через какое-то время вернитесь к нему. Может быть, крохе просто наскучило однообразие, а может, он перерос именно эти занятия.