Главная » Главная » Песочные фантазии

Песочные фантазии

Куличики в песочнице и замки на пляже — любимое развлечение детей. Но играть с песком можно и дома: это не просто весело, но и очень полезно для развития ребенка

Самый обыкновенный природный материал — песок — обладает удивительными физическими свойствами, каждое из которых способно принести пользу ребенку. Специалисты советуют играть с ним при любой возможности. Делать это можно и дома: обычный песок просеять, прокалить, высыпать в  тазик — и песочница готова!

Чем он так полезен?

  • Благодаря мелкой и сыпучей текстуре во время игры многочисленные рецепторы кожи пальчиков малыша получают естественный массаж. Поскольку в головном мозге области, отвечающие за ручную и речевую моторику, находятся рядом, стимуляция пальцев отражается на развитии артикуляции ребенка.
  • Способность песка менять свойства в сухом и во влажном состоянии создает простор для фантазии ребенка и позволяют ему учиться находить причинно-следственные связи, планировать свои действия и предугадывать их результат. Например, если малыш собирается построить замок, он должен понимать, что песок лучше намочить. Когда же ребенок хочет заняться просеиванием, чтобы найти интересные камешки или ракушки, песок должен быть сухим.
  • Стремление к созиданию, планирование постройки (ее размеров, расположения мостов и башенок, глубины подземных ходов) стимулируют не только творческое мышление, но и пространственное.
  • Еще важное свойство — развитие навыков общения. Умение решать спорные вопросы и выходить из конфликтных ситуаций оттачивается во время совместных игр в песочнице.

Причем, занятия дома не теряют этого качества: кто мешает позвать в гости компанию ровесников с мамами (особенно, когда погода плохая)?
Память и внимание
Песок удобно использовать дома для запоминания малышом всевозможной информации. Например, вы можете закапывать в тазик с песком магнитные буквы и цифры, прятать и отыскивать предметы различной формы, строить домики для животных и их детенышей, попутно проговаривая и запоминая их названия. Манипуляции с песком облегчают для малыша усвоение новой информации, благодаря нескольким свойствам материала.

  • Сыпучесть позволяет многократно скрывать и обнаруживать различные предметы, что делает занятия интересными и продолжительными.
  • Когда малыш закапывает и отыскивает буквы или цифры, в их запоминании участвует не только зрение ребенка, но и тактильный, и двигательный анализаторы.
  • На влажном песке можно рисовать геометрические фигуры, писать слова и арифметические примеры, а затем стирать, используя песочную поверхность в качестве школьной доски.

От душевных ран
В 20-е годы прошлого века английский психотерапевт и педиатр Маргарет Ловенфельд начала использовать в своей работе два цинковых подноса с водой и песком и миниатюрные игрушечные фигурки для так называемой „Техники построения мира”. Маленькие пациенты с помощью этих средств придумывали и создавали целые композиции — свои миры. Это помогало им обрести душевное равновесие. На работу обратил внимание знаменитый ученик Фрейда Карл Густав Юнг. А как самостоятельный метод песочная терапия (Sandplay) сложилась в 50-х годах, во многом опираясь на традиции психоанализа.
Психологи полагают, что этот вид терапии помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами. А это особенно важно для маленьких детей, которым бывает непросто разобраться в себе и трудно четко обозначить эмоции. „Инвентарь” такой знакомый и привлекательный — каждый малыш потянется играть. Эта терапия помогает избавиться и от душевных травм: возвращает к прошлому опыту — для повторного переживания и последующего освобождения. Она дает возможность от роли „пострадавшего” перейти к роли „создателя” своей жизни, занять активную позицию.
Ожившие картины
Интересный способ занять ребенка — рисование песком, или песочная анимация. Она появилась в 70-е годы ХХ века благодаря канадскому режиссеру-мультипликатору Кэролайн Лиф. Ее первый мультфильм был сделан по мотивам симфонической сказки „Петя и волк” Сергея Прокофьева. Кэролайн Лиф рассыпала по стеклу черный песок, собирая его пальцами в определенные фигуры.

Если вы хотите попробовать освоить технику песочной анимации дома, важно обратить внимание на несколько психологических моментов.

  • Поскольку каждое новое изображение здесь словно вырастает из предыдущего, цена ошибки довольно высока. Ребенок может расстроиться, если новый рисунок не получается, а предыдущий уже испорчен. Поэтому старайтесь выбирать несложные образы, которые, при желании, можно легко восстановить.
  • Не перехватывайте инициативу у малыша, поправляя его рисунки и делая их более красивыми. Пускай самовыражается с помощью „каляк-маляк”, со временем он научится рисовать лучше.
  • Благодаря интерактивности занятия вы можете наглядно объяснить ребенку те важные процессы и явления, которые динамично разворачиваются во времени. Например, можно продемонстрировать развитие братика или сестренки в животе у мамы, превращение цыпленка в петуха или возникновение пожара в результате игры со спичками.

Как ни странно, этот вид занятий прекрасно подходит не только для усидчивых детей, но и для очень активных, которые больше всего любят ломать чужие постройки. Рисование песком — это и непрерывное разрушение, и создание чего-то нового. Поэтому чересчур энергичный малыш сможет научиться получать удовольствие от созидания.

У современных детей есть возможность играть еще и кинетическим песком. Он на 98% состоит из песка и на 2% — из полимера. Поэтому хорошо сохраняет форму, легко удаляется с рук и с одежды

Семейная терапия: увидеть, услышать, и понять

Конечно, сеансы песочной терапии более эффективны при участии специалиста (когда есть глубокие проблемы). Но и домашние совместные занятия с песком будут полезны любому малышу и его родителям. Так вы поможете ребенку проработать эмоциональные проблемы, выговориться и установите с ним более доверительные отношения

Возьмите:
• Поднос с обычным песком. Причем, бортики желательно покрасить в голубой цвет, чтобы в создаваемых ребенком ситуациях или пейзажах обязательно присутствовали небо или вода (это успокаивает).
• Набор фигурок: должны быть деревья, люди, животные, монстры, различные постройки, утварь, машинки, камни, ракушки и т.д.

1. Предложите малышу расставить фигурки и прочие предметы в песке — пусть создает свой мир. Наблюдая за игрой, ненавязчиво задавайте вопросы. Например, почему он посадил человечка далеко от остальных фигурок? С кем из персонажей этот герой хотел бы играть?
2. Подстраивайтесь под предлагаемый малышом сюжет, не требуя, чтобы он играл „как принято”. Лишь в этом случае его эмоциональное напряжение, агрессия, обида, страх смогут стать менее выраженными или исчезнуть. Допустим, малыш предлагает закопать монстрика в песок, чтобы тот не мог никого пугать по ночам. Не упрекайте его в жестокости. Ребенку важно почувствовать свою власть над ночными страхами.
3. Игра зашла в тупик? Подскажите продолжение сценария. Так, если два зайчонка не поделили морковку и подрались, то пускай откусывают ее по очереди или подарят голодному ежику. Проигрывая спорные ситуации, ребенок учится справляться с ними в жизни.

Total Views: 316 ,

Оставить комментарий