Главная » Главная » Ребенок врет: фантазер или обманщик?

Ребенок врет: фантазер или обманщик?

Милый малыш вдруг врет — родителей дошкольников такая ситуация часто ставит в тупик. Стоит ли срочно выводить маленького обманщика на чистую воду? И почему он вообще так делает?

Как и многие негативные проявления дошкольного возраста, детская ложь — определенный этап познания ребенком мира и самого себя. Поэтому не нужно торопиться с выводами и считать, будто вы потерпели педагогическое фиаско и растите лжеца. Не обзывайте малыша „вруном”, поскольку именно сейчас он нуждается в помощи и поддержке. Обычно бурно фантазировать ребенок начинает в период возрастного кризиса 3 лет, а следующая „волна” приходится уже на 7 лет: так ребенок проверяет границы допустимого и пробует новые способы решения проблем. Необходимо спокойно и доброжелательно разбирать проблемные ситуации, показывая ребенку более достойный выход, чем искажение фактов. Рассмотрим несколько вполне узнаваемых ситуаций.

Попался с поличным
Ситуация: Приносит из детсада новую игрушку и утверждает, что ему ее подарили
Уличив ребенка в воровстве, не стоит обращаться с ним, как с закоренелым преступником. Важно увидеть в поступке не только жажду наживы, но и более глубокие, а порой и благородные, мотивы. Например, он может стащить машинку, удивившись чужой бесхозяйственности. Если человек бросает такие хорошие вещи без присмотра, почему бы хозяином игрушки не стать более бережливому ребенку?
Что делать?
Напомните малышу о его потерях. Вместе вспомните случаи, когда он сам что-то терял, а потом переживал.
Объясните: владельцев вещи может быть больше, чем кажется. Все вещи, которые есть у других детей, куплены их родителями, бабушками. Игрушка вообще может принадлежать брату или сестре другого ребенка.

С драматическим эффектом
Ситуация: Малыш рассказывает о ссорах и неприятных событиях, которых не было на самом деле
Он может поведать о том, что воспитательница не выпустила никого на прогулку (хотя дети гуляли). Сказать, что няня сама играла в кубики и ни с кем не делилась, а дедушка выкинул телевизор в окно, чтобы не нельзя было смотреть мультики. Обычно источником таких фантазий становятся угрозы взрослых: ребенок настолько ясно представляет то, чем его пытаются напугать, что не может отделить воображение от реальности. Другой причиной может быть неприязнь или обида. Рассказывая небылицы про своего „врага”, ребенок рассчитывает наказать его руками своих родителей.
Что делать?
Присмотритесь к объекту фантазий. Возможно, с ребенком обращаются грубо, используя скрытую агрессию, сарказм. Малыш не может сформулировать претензии, но чувствует плохое отношение и пытается защититься.
Помогите разобраться. Уставшая бабушка пригрозила больше не пускать к себе внука. А богатая фантазия малыша превратила это в душераздирающую сцену: его в колготках выставили на лестницу. Запутался? Предложите нарисовать эту историю, в процессе задавайте вопросы. Это поможет установить истину.

В мире супергероев
Ситуация: Ребенок сочиняет невероятные истории про себя или родственников
Вы не знали, что ваш сын — супергерой и умеет летать? А в курсе, что папа умеет фотографировать левым глазом? Желание приукрасить реальность бывает у детей с развитым ассоциативным мышлением. Лет через пять они будут писать лучшие сочинения в классе. Уже сейчас у них есть потребность развивать способности. Интересна им и реакция слушателей: как удивится мама, узнав, что носок не потерялся, а исчез в черной дыре?
Что делать?
Развивайте научное мышление. Умение преодолевать штампы и стереотипы очень ценно для ученого. Можно подыграть его фантазиям, помогая скорректировать их и выстроить логически. Сделав фантазирование общей игрой, вы лишите его функции лжи.
Стимулируйте творческие способности. Кружки с яркой творческой направленностью помогут ребенку воплотить свои идеи. Ищите способы практического применения бурной фантазии: мастерите игрушки, книжки.

 

Total Views: 78 ,

Оставить комментарий