Главная » Главная » Льется речь

Льется речь

1334370893_2539290

Чтобы собрать весомый урожай, садовод трудится изо дня в день. Он знает: упустишь время — многое потеряешь. То же и с речевым развитием ребенка.
Оно проходит несколько этапов, и ни один из них нельзя пропустить

Важный момент: речь не является врожденной способностью ребенка, она формируется по мере его развития и обучения. Поэтому для малыша очень важен эмоциональный контакт с близкими и особенно с мамой.

1.Мир в ощущениях. До появления осмысленной речи головной мозг должен „созреть”. Это произойдет в положенное время (к году) только в том случае, если органы чувств ребенка — слух, зрение, обоняние, осязание — в доречевой период получат необходимый объем информации об окружающем мире. Поэтому замечательно, если родители с помощью игрушек и других средств неустанно вызывают у малыша яркие слуховые, зрительные, осязательные, вкусовые ощущения.
2.Молочная спелость. Первый этап в развитии речевых навыков — подготовительный, когда идет настройка речевого аппарата на произнесение звуков, в этот же период у малютки формируется начальная способность воспринимать на слух звуки родного языка. Поэтому так важно с первого дня разговаривать с крохой, петь ему песенки, читать стихи и потешки.
Грудное вскармливание также важно для становления речи. Мамина грудь — не только источник питания, но и „тренажер” для артикуляционного аппарата крохи. Почему не силиконовая соска? Последняя травмирует артикуляционные органы: челюстные дуги, язык, губы.
Бывает, что кроха не хочет засыпать, он излишне возбужден, плачет. Что ж, соску можно допустить на момент засыпания. Уснул? Пустышку долой!
Оптимальный срок использования соски — до появления первых молочных зубов. Как только они прорезались — никакого силикона во рту, за исключением разве что прорезывателей.
Бутылочка для засыпания может принести еще больший вред. Надо понимать, что бутылочка оказывает излишнее давление на нижнюю челюсть, формируя тем самым неправильный прикус.
3.Гули-гули-гуленьки. Период гуления начинается примерно в возрасте трех месяцев. Именно его принято считать порогом речевого развития.
Кроха может петь гласные звуки, подражая модуляциям голоса мамы: „А-ы-ы…”, может издавать звукосочетания типа „гы”, „агы”, „хы”, „дя”, „ди”.
Если гуление у младенца не появляется ни в 3, ни в 4 месяца, ни в более поздние сроки или оно очень слабо выражено — это тревожный сигнал.
Должно насторожить и то обстоятельство, что кроха не пытается вступить с вами в эмоциональный контакт: на его личике не возникает радостная улыбка при вашем появлении. Это первые сигналы о возможных проблемах, ребенка нужно срочно показать детскому неврологу.
4.Детский лепет. Он возникает примерно в 8–10 месяцев. Малыш пытается назвать тот или иной предмет или действие: „ма” (мама), „дя” (дай), „гу” (гулять), „би” (машина), „ле” (алло). Подчеркнем, что лепет напрямую связан с таким важным событием в жизни малыша, как ползание.
Некоторые родители гордо заявляют: „А наш-то не ползал, сразу пошел!” Хочется разочаровать: повода для радости нет. Скорее всего, у такого ребенка появление речи запоздает и будут проблемы со звукопроизношением, ведь он „перескочил” через один из важнейших этапов развития.
Некоторые малыши в 8 месяцев осваивают даже междометия: „Ай!”, „Ой!”, „Ай-я-яй!”. Отсутствие лепета у 8–12-месячного крохи — сигнал SOS.
5.Поделись улыбкою своей! Малышу нравится, когда с ним разговаривают. Дитя внимательно следит за движением губ, за выражением лица взрослого. Часто ребенок вкладывает пальчики сначала себе в рот, а потом в рот говорящего, как бы проверяя: как же все это работает? Улыбнитесь. Вслед за вами улыбнется и ребенок. Улыбка свидетельствует об устойчивом речевом контакте. Да-да, именно речевом. Механизм звукопроизношения у малыша уже заложен, вот только не может реализоваться. Пока… А улыбка — самый первый этап в артикуляции звуков и значимый сигнал к общению.
В свободные минуты бодрствования зай-митесь с крохой мимико-артикуляционной гимнастикой. Покажите ему смешные гримасы: откройте рот, вытяните вперед губы, высуньте язык, пошлепайте по нему губами, подвигайте из стороны в сторону языком и нижней челюстью, нахмурьте брови. Малютка придет в неописуемый восторг! Что-то он и сам незамедлительно повторит. Научите кроху играть пальчиками на губах „брыньди-брыньди”, надувать „шарики” из щек, а потом хлопать по ним ладошками: „Шарик лопнул!”
Легкое прикосновение маминых пальчиков к губкам, щечкам ребенка — своеобразный массаж артикуляционных органов. Дотрагиваясь до них, мамочка говорит: „Вот губки (щечки, подбородочек)!” Когда малыш начнет тянуться и прикасаться к вашему лицу, говорите: „Это нос (глаза, брови, лоб, щеки и т.д.)”.
К году малыш все внимательнее вслушивается в речь, у него возникает стойкое слуховое сосредоточение. На материале детских стихов, потешек и приговорок, прочитанных вами, ребенок постигает азы звукопроизношения, усваивает лексику (словарь) родного языка.
6.Учимся, играя. В период от 6 месяцев до года малютка под вашим чутким руководством уже многому научился. А если речевые занятия проводились „с огоньком”, родители совсем скоро услышат и первые слова малыша.
Накопление пассивного словаря идет во время разных игр: „прятки” игрушек, разглядывание и называние предметов, их частей. Ваши слова, все манипуляции с игрушками побуждают ребенка к выполнению каких-то действий. „Посмотри, какой славный котик. Давай его погладим. Покажи, где у котика глазки? А где ротик, как он открывается? Где лапки у котика, как он выпускает коготки? Как котик умывается? Котик устал, давай его укачаем. А он нам песенку споет: „ Мур-р-р…”
Помните об интонации. Ваш голос должен быть выразительным, а чувства — искренними. Малыш быстро улавливает фальшь и отсутствие интереса к игре.
Дети обожают игру „Прятки с платком”. Сначала вы сами прячете лицо и говорите: „Где мама? Нету мамы!” Кроха стягивает с вас платок и весело смеется, как бы говоря: „Да вот же ты!” А потом вы набрасываете платок на голову малыша и удивленно восклицаете: „Где малыш? Куда он спрятался?” Ребенок затихает, а потом начинает снимать с себя платок. Вы — радостно: „Да вот же наш маленький!”
Любая игрушечная машина — повод завести звуковой „мотор”: „др-р-р” с помощью губ и языка. Посмотрите, как забавно это получается у вашего годовичка!
Такие игры полезны для освоения звуков, и в скором времени вы в этом убедитесь.
7.Эмоциональный настрой. Обращаясь к ребенку, побуждайте его совершать какие-то действия, произносить звуки (лепетные слова). „Гулять пойдем?” — говорите вы. Малыш в ответ кивает: „Дя!” (да). — „Надо одеться. Где твоя шапочка? Надевай ее. А где сапожки?” — „Тю” (тут). — „Куда мы идем?” — спрашиваете вы. Кроха радостно хлопает в ладоши и произносит: „Ля” (гулять). Учите малыша махать ручкой: „Пока, пока”, кивать головой в знак одобрения: „Да”, мотать головой при несогласии: „Нет”.
Всегда помните о своем эмоциональном настрое и о своей речи. Детей привлекают только яркие предметы, живые эмоции и выразительная речь. Сядьте перед зеркалом и попробуйте в лицах исполнить, например, „Репку”. Первый опыт не кажется вам удачным? Поработайте еще. Стоит постараться ради того, чтобы речевые „всходы” вашего ребенка были дружными!

Текст: Елена Карельская, учитель-логопед

Оставить комментарий