Главная » Главная » Вальдорфская педагогика: что и почему

Вальдорфская педагогика: что и почему

lori-0002882928-bigwww

Вместо пластмассовых пупсов и металлических машинок в детской уютно устроились тряпичная кукла в лоскутном платье и деревянная лошадка, а конструктор заменяют желуди и ракушки…

Бытует мнение, что в вальдорфские сады отдают в основном детей болезненных. А все потому, что начало методике было положено, когда ее основатель Рудольф Штайнер давал частные уроки мальчику, перенесшему гидроцефалию. Врачи считали его безнадежным. Однако Штайнер разработал программу, благодаря которой его ученик догнал сверстников. Почему педагогика вальдорфская? Первое подобное учебное заведение открылось при фабрике „Вальдорф-Астория”.

Табу на телевизор

Основным постулатом методики является идея о том, что детство — не короткий период, который нужно максимально использовать для развития интеллекта и обучения счету, чтению, письму, а уникальное время для игр и раскрытия творческих способностей. Не стоит отвлекать малышей зазубриванием цифр и алфавита. Главное — предоставить крохе возможность изучать природу, исследовать окружающий мир в собственном темпе.

valdorfskaja_shkola

В оборудовании школ и детских садиков используются только натуральные материалы: дерево, глина, лен. Нет ни готовых игрушек, ни утвержденных пособий. Считается, что кукла, конструктор, машинка душат детскую фантазию. Вместо них педагоги предлагают веточки, желуди, ракушки, тряпочки, ароматный воск для лепки и деревянные карандаши для рисования.

Никаких компьютеров и телевизоров! Зато приветствуются аппликация, выжигание по дереву, шитье. Много времени уделяется музыке, танцам, постановке спектаклей. Малыши учатся стирать, готовить. Причем уроки рукоделия, музыки и танца сохраняются в младшей и даже в средней школе.

valdorfskaja_pedagogika_muzyka

Еще в начале ХХ века Штайнер заметил, что дети, живущие в больших городах, не имеют представления о том, как сажают цветы, пекут хлеб, строят дома. Быт современного ребенка автоматизирован, в результате теряются самые элементарные навыки. Их и пытается восстановить вальдорфская педагогика. Садоводческая и социальная практики занимают в ней огромное место.

День и ночь, вдох и выдох

Малышам интересно играть, бегать, слушать сказки. А как же развитие? Вальдорфская педагогика объясняет, что к абстрактным дисциплинам стоит приступать лишь тогда, когда полностью сформировался эмоциональный мир. Малыши в вальдорфских садах прежде всего наслаждаются общением со сверстниками и с воспитателями. Непременное условие — правильная, ритмичная организация жизни группы по принципу „вдох-выдох” („день-ночь”, „зима-лето”). Занятия чередуются, задавая ритм недели. В понедельник рисуют, во вторник музицируют. На праздники вместе со взрослыми пекут пироги и ищут клады. Все размеренно и предсказуемо.

Никаких оценок!

Еще один кит, на котором стоит методика, — безоценочная система обучения. Ни в коем случае нельзя сравни­вать успехи Маши и Коли, но нужно обязательно порадоваться, что Машины сегодняшние достижения явно выше вчерашних. Такой подход, считают последователи Штайнера, избавляет от стрессов. Хоровое пение вырабатывает способность слушать друг друга, участие в спектаклях учит действовать сообща, уважать товарищей, а также воспитателя или учителя, которые стремятся не столько передать определенные знания, сколько затронуть чувства, пробудить интерес и любовь к учебе.

Интеллект против креатива

И все же вальдорфская методика остается одной из самых обсуждаемых и неоднозначных. Сторонники убеждены, что ее цель — воспитание свободных, творчески мыслящих людей. Оппоненты утвер­ждают: система безнадежно устарела, и глупо сегодня предлагать детям желуди вместо игрушек. В детстве не должно быть места для оценок, уверены последователи. Но никто не отменял и законы конкуренции, замечают противники.

К безусловному плюсу этой педагогики можно отнести тот факт, что в вальдорфские садики малыши спешат как на праздник, атмосфера здесь напоминает семейную, как если бы к любимой бабушке приехали погостить разновозрастные внучата (в одной группе здесь могут находиться трехлетки и дошкольники). Взрослые никогда не повышают голос, не ставят в угол за излишнюю резвость, не укоряют за разбросанные игрушки. Здесь царит уважение к личности малыша и к его выбору.

fc0b836f0e86d847eb422815556d8075

Но родители, которым бы хотелось с гордостью рассказать родственникам, что их кроха в пять лет уже прекрасно считает и читает, могут разочароваться. До школы „вальдорфских” малышей не учат основам письма, чтения и счета. Да и тематика литературных произведений, которую предлагают воспитатели, весьма ограниченна, поскольку кино и телевизор под запретом, и даже книги, как правило, не читаются, а пересказываются взрослыми.

От теории к практике

Если вам по душе вальдорфская система воспитания, стоит и дома поддерживать свободную творческую атмосферу!

  • Играем. Уберите синтетические игрушки. Положите в плетеную корзину шишки, ракушки, тканевый мячик. Попробуйте сами сшить эльфа, зайчика. Не подсказывайте, как играть, пусть кроха фантазирует.
  • Рассказываем сказки. Детям нравится слушать любимые сказки снова и снова. Рассказывайте одну и ту же сказку в течение нескольких дней. Умышленно пропустите какую-нибудь деталь, малыш тут же поправит вас — вот это память! Затем поставьте по сказке кукольный спектакль.
  • Рисуем. Предложите крохе на выбор один из цветов акварельных красок. Нарисуйте пейзаж голубым или желтым, делая краску то ярче, то бледнее. Как выделить зеленый забор на фоне дома того же цвета?

Оставить комментарий