Главная » Главная » Открытие мира

Открытие мира

0

Малыши обожают исследовать окружающую действительность. Чем же лучше всего занять вашего кроху для стимуляции его органов чувств?

Многие современные развивающие методики ставят своей целью как можно раньше и как можно интенсивнее развивать абстрактное мышление ребенка. Противники раннего интеллектуального роста, напротив, утверждают, что оно вредит малышу и затормаживает сенсорное развитие. Что же это такое, сенсорное развитие, и как и зачем заниматься им целенаправленно?

Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для дальнейшего успешного обучения чада.

Каждый здоровый ребенок может видеть, слышать, исследовать предметы на ощупь и чувствовать запахи. Но не всегда окружающая среда дает ему достаточно возможностей, чтобы развить эти органы чувств максимально полно. А это чревато не только неумением, скажем, получать удовольствие от музыки или узнавать еду по запаху, но и низким уровнем эмоционального развития, а в конечном итоге и сложностями с восприятием всех красок жизни.

Сенсорным развитием стоит заняться особо. Дело в том, что в современной городской среде, в обычной квартире детки часто лишены возможности развивать свои органы чувств в полной мере. Оберегая малыша от опасности или просто делая так, как удобно нам, мы ограничиваем кроху: сажаем его в манеж; опасаясь „грязи”, не позволяем ему активно ползать; держим в коляске до тех пор, пока он не начнет уверенно ходить.

В результате в том самом возрасте, когда ребенок максимально открыт к восприятию информации органами чувств, он ее недополучает. А поскольку у нас нет возможности отправить кроху поползать по земле в парке или на дорожке перед домом, имеет смысл попытаться создать развивающую сенсорную среду, насколько это возможно в городских условиях.

1

Зрение

С 1-го месяца зрение малыша начинает работать адекватно нашему с вами взрослому зрению. С этого возраста уже реально помочь крохе в освоении вначале основных, а потом и дополнительных цветов и форм. Пусть у малыша перед глазами будут моноцветные игрушки: например, красный куб, белый шар и т.п. К 6–7 месяцам ребенок может мысленно дифференцировать цвета, поэтому стоит приобрести яркий мобиль, к которому крепятся игрушки основных цветов.

К зрительному восприятию также относятся понятия формы, размера и расстояния. Даже когда кроха совсем мал, обращайте его внимание на то, что один предмет он может достать своей ручкой, а другой — нет. Приобретайте игрушки выраженной формы: шар, куб, цилиндр и т.п., постепенно усложняя форму. Когда малыш будет готов, играйте в рамки-вкладыши. Деткам после года нравятся всевозможные емкости с прорезями, в которые можно засовывать предметы подходящей формы.

Позволяйте малышу как можно больше перемещаться по дому, когда он начнет ползать. Это развивает его зрительное восприятие пространства: категорию „далеко — близко”. Пытаясь встать, малыш тренирует восприятие пространства не только по горизонтальной оси, но и по вертикальной. Все, наверное, наблюдали, как кроха пытается достать со стола интересную ему вещь, но не может — это досадное событие является отличной тренировкой не только для мышц, но и для зрительной ориентации в пространстве. Точно так же, через движение и попытки достичь той или иной цели, кроха начинает все более точно осваивать визуальные категории пространства.

Понятие размера хорошо тренируется с помощью предметов, которые могут помещаться один в другой. Это пирамидки и стаканчики, бытовая утварь (коробки и посуда). Игра „входит и выходит” может увлечь малыша надолго и серьезно расширит его представления о мире.

2

Вкус

Французы имеют репутацию гурманов: культура страны подразумевает особое внимание к развитию вкусовых ощущений человека с детства. И несмотря на то что мы живем в совсем иной стране, позаимствовать опыт нам ничто не мешает. Задача развить у малыша вкусовое восприятие прекрасно сочетается с рекомендациями о прикорме малыша и питании крохи до трех лет. Давайте ребенку в качестве прикорма монопродукты, исключительно натуральные. Если вы всей семьей питаетесь разно­образными полезными блюдами, малыш с удовольствием подключится к семейной трапезе и будет пробовать. Именно прикорм здоровой пищей формирует у крохи хороший вкус и способность различать продукты.

Когда малыш начнет баловаться с едой, позвольте ему мешать разные продукты и пробовать полученный результат на вкус: что будет, если смешать свеклу с тыквой? А если клубнику с брюссельской капустой? Как хрустит свежая капуста? Показывайте ребенку, как вы готовите, позволяйте ему попробовать картошку до и после варки, капусту до и после посола — это также очень важный опыт.

Обоняние

Это удивительно, но даже самый крошечный младенец может „на нюх” определить, где его мама, а где посторонний человек. Ваш ребенок может с большим удовольствием нюхать различные продукты — окружите его интересными запахами. Качественные фрукты и спе-ции — отличный „познавательный набор” для юного дегустатора ароматов.

Выбираясь на природу, обращайте внимание на то, как пахнет цветочный луг, какой запах у прелой травы и у сухого сена, как пахнет грибной лес и сами грибы. Детям нравится нюхать цветы — не упускайте возможности помочь малышу испытать приятные эмоции!

3

Тактильные ощущения

Собственно, именно их чаще всего имеют в виду, когда говорят о сенсорном развитии. Они важны и сами по себе, и в связке с остальными чувствами. Огромное влияние на развитие тактильных ощущений и их связей с эмоциями оказывает контакт мамы и малыша кожа к коже. Пока кроха не готов отсоединиться от вас, давайте ему возможность быть рядом с вами как можно чаще.

Когда малыш пробует хватать предметы, давайте ему в ручку вещи разной фактуры и формы. Постепенно кроха начнет соотносить визуальный образ со своим ощущением. Не надевайте часто малышу варежки-антицарапки — пусть исследует окружающий мир с первых дней!

Когда кроха начнет ползать, предоставьте как можно больше возможностей для самостоятельного изучения мира. Малыш может немало почерпнуть из обычной жизни, если его не ограничивать. Игры с водой разной температуры помогут понять, что такое тепло — холодно, мокро — сухо и т.п.

Простейшие развивающие пособия — это крупяные ванночки для рук и ног. Малыш может перебирать крупку и смесь круп, оставлять в ней отпечатки ладошек или стоп. Отличная идея — коврик, сшитый из кусочков разной фактуры: натуральный мех, ковролин, бархат и т.п. Пусть кроха ходит по нему босиком.

Позволяйте ребенку экспериментировать с самыми разными материалами: мять и рвать бумагу и ткани, ломать палочки.

И не забывайте о том, чтобы на природе дать малышу возможность ощутить как можно больше прикосновений всем тельцем: купание в море, ходьба по песку и по траве, построение песчаных замков — все это обогатит мир его чувств.

Когда кроха станет постарше, вы можете играть с ним в специальные игры типа волшебного мешочка. Например, ему нужно на ощупь найти парный лоскуток или парную фигурку. С этим заданием легко справляются те детки, которые имеют большой сенсорный опыт.

Текст: Анна Никитина, консультанты — Ольга Ласточкина, Наталья Баринова, психологи

Оставить комментарий