Главная » Главная » «Почините» малыша!

«Почините» малыша!

shutterstock_370909649

Многие ли из нас слышали о нейропсихологах? А кто знает, чем занимаются эти люди? В лучшем случае большинство ответят, что чем-то связанным с нервной системой и психологией

Пусть вас не пугает „страшное” название. Потому что нейропсихологи часто помогают даже в очень сложных случаях и, что особенно важно, без всяких лекарств. Ребенку тяжело дается учеба в школе или посещение детского сада. Он быстро устает, часто капризничает, не может высидеть уроки, мешает всему классу или группе. На него жалуются учителя, воспитатели, да и вообще чуть ли не все вокруг. Знакомая картина? И дело далеко не всегда в плохом воспитании или недостатке витаминов. Возможно, крохе просто нужно немного помочь.

Многие родители замечают, что малышу нужна помощь, только когда он начинает ходить в школу…

Рекомендуется всем

Консультация у нейропсихолога не будет лишней ни для одного ребенка от 4 до 10 лет. Именно в этом возрасте коррекция дает наиболее ощутимые результаты. Прямой же путь к нейропсихологу лежит тем родителям, чей кроха:

  • рассеян;
  • слишком медлителен/чересчур активен;
  • имеет задержки психического развития или общее недоразвитие речи;
  • невнимателен;
  • быстро утомляется;
  • плохо себя ведет (да-да, часто виной тому вовсе не недостаток воспитания);
  • левша или никак не может определиться с ведущей рукой;
  • не любит рисовать, не может собрать даже самого простого пазла;
  • получил родовую травму, родился путем кесарева сечения или намного раньше положенного срока;
  • не ползал или ползал мало;
  • в раннем возрасте много, тяжело болел;
  • перенес оперативные вмешательства с применением общего наркоза.

Удивительно, но большинство „двоечников” — это не глупые или педагогически запущенные дети, а те несчастные, кому вовремя не оказали помощь.

neyropsiholog

Диагностика и коррекция

Нейропсихология — не псевдонаука, а удивительная дисциплина, существующая на стыке медицины и психологии. Она является одним из направлений клинической (медицинской) психологии.

Первым делом нейропсихолог в присутствии родителей проводит диагностику. Будьте готовы ответить на множество вопросов о том, как происходило развитие ребенка буквально с первых минут жизни и даже до рождения. Кроме того, желательно подробно сформулировать свои жалобы и опасения. Лучше запишите их, чтобы не забыть ничего важного. На диагностику требуется довольно много времени, приготовьтесь провести у специалиста не меньше часа. За это время врач успеет не только поговорить с родителями, но и с помощью тестов определить, какие отделы головного мозга малыша незрелы.

По результатам диагностики нейро­психолог назначает коррекционный курс. Ну или не назначает, если показаний для этого нет. Однако такое в наше время бывает довольно редко. И дело не в корысти нейропсихологов, а в том, что, к сожалению, многим детям нужна помощь.

Занятия проводятся индивидуально или в малых группах (не более 5–6 человек). Длится одно занятие около часа.

Коррекционный курс требует максимальной отдачи не только от специалиста и ребенка, но и от родителей. Если вы предполагаете, что сможете 1–2 раза в неделю водить чадо на занятия и больше ничего не делать, то будете разочарованы. Для достижения результата заниматься нужно каждый день. И так на протяжении недель и месяцев.

130709_or

Личный опыт

О нейропсихологах я пишу не с чужих слов… Один из наших сыновей родился значительно раньше срока, и, хотя неврологи не видели особых причин для беспокойства, я все же переживала. Меня смущало, что в свои 5 лет сын не фантазирует и не рисует. Обычно фантазия у детей в этом возрасте бьет ключом. И это нормально. А наш сын не фантазировал. Совсем. И не рисовал. Тоже совсем. Просто в руки не брал ни карандаша, ни кисточки, ни фломастера. И мы пошли к нейропсихологу. Через две недели ежедневных (раз в неделю со специалистом и остальные дни дома) занятий сын подошел ко мне и спросил:

— Мама, а как нарисовать кораблик?

Что я почувствовала в тот момент, думаю, может представить себе каждый любящий родитель.

Вместе с сыном занималась девочка постарше. Однажды ее мама сказала:

— Я не вижу в дочке таких значительных изменений, какие есть в вашем мальчике. — Потом добавила: — Но в этом я сама виновата. Мы почти не занимаемся дома. Я думала, что это не так обязательно.

Играем и умнеем

Некоторые коррекционные задания полезно выполнять всем деткам.

  • „Куда летит муха?” Игра поможет лучше ориентироваться в пространстве, концентрировать и удерживать внимание.

Начертите игровое поле, состоящее из 9 клеток (как для игры в крестики-нолики). В центральной клетке поставьте точку. Это муха. Теперь говорите ребенку, куда летит муха (1 клетка вверх, 1 — влево, 2 — вниз). Малыш может следить только глазами. Через несколько ходов спросите, где муха. Поле для игры можно увеличить до 25 клеток (5 на 5).

  • „Кого нарисуем?” Графические диктанты, когда кроха рисует по клеточкам, помогают развить пространственное воображение, мелкую моторику.

Сборники графических диктантов можно приобрести в магазинах, найти в Интернете. Идите от простого к сложному. Сначала „пишите” диктанты с движением только вверх-вниз, вправо-влево. Постепенно увеличивайте скорость диктовки. Так кроха привыкнет внимательно слушать и запоминать.

  • „Гениальный сыщик”. Игра тренирует внимание и учит самоконтролю.

Дайте малышу любой печатный текст (старую книгу, журнал) и попросите найти и зачеркнуть или обвести в кружок все буквы „А” (или любые другие). Поставьте рядом песочные часы или заведите таймер (продолжительность занятия —строго 5 минут). Потом проверьте. Если пропущено меньше 4 букв, „сыщик” молодец (нормальная концентрация внимания), если больше — „сыщику” нужно стараться лучше (слабая концентрация). Усложняйте задание, попросив отмечать не одну, а несколько букв.

Идем к нейропсихологу

К первому посещению специалиста следует основательно подготовиться. И не только морально.

  • Помните об очередях. В государственных центрах очереди к нейро­психологам огромные. Поэтому записываться туда стоит заранее. Можно заниматься и на коммерческой основе. В этом случае хорошо бы поговорить с теми, чьи дети уже проходили диагностику и коррекционный курс, чтобы найти по-настоящему знающего специалиста.
  • Обязательно возьмите с собой медицинскую карту крохи. У врача должна быть возможность ознакомиться с анамнезом.
  • Захватите и результаты энцефалограммы (ЭЭГ) головного мозга. К сожалению, не всем показаны занятия с нейропсихологом. В первую очередь это касается тех деток, кто болен эпилепсией или у кого по результатам энцефалограммы выявлен эпилептический очаг.

Текст: Яна Перепечина, преподаватель, многодетная мама, консультант — Елена Спирева, к.п.н., клинический психолог высшей категории

Total Views: 1307 ,

Оставить комментарий