Главная » Главная » Ода времени

Ода времени

shutterstock_11417785.cx_

Мама оставила четырехлетнего Сашу дома, перед уходом показала на часы: „Вернусь, когда вот эта маленькая стрелка покажет на цифру 3”. Саша ждал-ждал… Скучно без мамы! Подставил к часам стульчик, забрался на него и сам передвинул стрелку.
Этот случай описан в книге Корнея Чуковского „От двух до пяти”. Есть похожий рассказ и у Николая Носова. Опустим тот факт, что сегодня к оставшемуся дома в одиночестве четырехлетнему карапузу быстрее, чем мама, могут прийти социальные работники (то, что было нормальным несколько лет назад, сегодня считается ненадлежащим воспитанием), и поговорим о времени.

Последнее, о чем думает младенец, когда ночью заходится в крике, сколько сейчас времени. Ему хочется есть, а не изучать циферблат. Он живет по принципу „когда проголодался, тогда и утро”.

Двухлетний мыслитель точно понимает, что есть утро, день, вечер и ночь. Утром все просыпаются, днем гуляют, едят и спят, потом снова гуляют (день — это вообще очень-очень долго!), потом наступает вечер, и папа приходит с работы. Напоследок самое неприятное — пора спать. Собственно, именно эта дневная цикличность и ложится в основу всего понимания ребенком времени. Пока кроха четко не освоит смену времени суток, учить его часам и минутам — все равно что тренировать „полицейский разворот” у начинающих учеников авто­школы. Не осилит.

Высшая математика

— Я понимала, что в два с половиной года мой Миша вряд ли научится узнавать время по часам, — рассказывает мама двоих детей Таисия, — но так хотелось научить его этому как можно скорее! Поэтому в комнате у Михаила мы повесили яркие часы. Я часто обращала на них внимание сына: „Смотри, сейчас половина третьего. Видишь, часовая стрелка стоит здесь, а минутная показывает на цифру 6? Значит, это половина!” Мишаня кивал, но, как выяснилось позднее, его больше интересовал раскачивающийся маятник, чем сами часы. Более-менее ориентироваться во времени он начал только годам к пяти и даже в первом классе просил купить ему электронные часы, говорил, так понятнее.

Легко определять время по часам дети учатся уже после того, как пойдут в школу. Это нам кажется: что трудного в „без пятнадцати пять”? А представьте, что вы впервые увидели часы в зрелом возрасте. Неделю бы разбирались, почему цифра 9 для длинной стрелки означает „без пятнадцати”, а для короткой — или „девять”, или „двадцать один”.
Трехлетнему малышу эта высшая математика не по силам. Но чтобы она стала простой и понятной к школе, начинать заниматься надо именно в два-три года.

„Вчера” и „завтра”

Первое, что усваивает малыш, — это именно суточный цикл, смена дня и ночи. Следующий этап — осознать, что помимо „сегодня” существуют еще „вчера” и „завтра”, „до” и „после”. К часам это имеет самое прямое отношение. Пока малыш не усвоит, что события происходят одно за другим, он не сможет понять, что значит „через полчаса”.

Трехлетки порой путают „вчера” и „завтра”, запросто могут сказать: „Я завтра был у бабушки” или „А мы вчера пойдем в зоопарк!” Причем в итоге может выясниться, что у бабушки малыш гостил три дня назад, а зоопарк вообще только на майские праздники запланирован. Но это как раз не страшно: когда вам три года, все, что уже успело случиться, сваливается в одну кучу. Поди разберись там, вчера оно было или две недели назад. А „завтра” — это вообще что-то такое отдаленное, непонятное, туманное.

Главное — выучить, что „вчера” — это прошлое, а „завтра” — будущее. Остальными деталями можно пренебречь. Например, выходите вы во двор и видите: возле детской площадки появилась снежная баба. „Смотри-ка, когда мы гуляли вчера, ее тут не было. А сегодня уже слепил кто-то”, — говорите вы малышу. На следующий день, конечно, бежите проводить ревизию: „Снежная баба была вчера, и сегодня она тоже стоит. А завтра? Вроде потеплело, наверное, завтра растает”.

„Сначала” и „потом”

Одновременно с „вчера” и „завтра” можно учить и последовательности действий. Одеваете кроху в садик? Озвучивайте свои действия: „Сначала мы надеваем трусики, потом — маечку”. Скоро ваш детсадовец сам будет говорить вам, что надо надеть сначала, а что потом. И заодно понимать, чем эти понятия отличаются.
— Вообще-то по натуре своей я молчунья, — вспоминает Антонина, мама шестилетней Ксении, — но прекрасно понимаю, что с ребенком нужно как можно больше общаться. Поэтому, едва Ксюша родилась, я буквально стала заставлять себя разговаривать, когда одевала дочку, купала ее, гуляла с ней. Если не знала, что сказать, просто комментировала свои действия. Сегодня Ксюша не только обладает обширным словарным запасом, она еще и „самая логичная девочка в группе”, как шутя называют ее педагоги. Из-за моих постоянных „сначала” и „потом” она очень рано стала чувствовать последовательность событий.

Аплодисменты секунде!

Когда ребенку исполнится пять лет и он хорошо выучит цифры, можно начинать знакомить его с циферблатом. Правда, до этого лучше провести подготовительную работу — сделать привычными понятия „час”, „минута”, „секунда”. Проще всего — на конкретных примерах.
— Мам, а час — это сколько?
— Нам примерно столько нужно к бабушке в деревню ехать, в субботу, когда пробок нет.
— Ух ты, много! А минута?
— А минута — на улицу спуститься.
— А секундочка — она маленькая?
— Да, крошечная. Ты один раз в ладоши хлопнешь — секунда уже прошла!

„Привязывайте” привычные ребенку события к часам и минутам — так у него постепенно сформируется чувство времени.
Затем можно будет переходить к самим часам. Для тренировки лучше купить игрушечные — с большим циферблатом и снимающимися стрелками. Потому что для начала минутную придется убрать — она только запутает малыша.
Задача номер один — разобраться, почему часов в сутках 24, а на циферблате в два раза меньше. Куда половина делась?
— Когда дочка спросила меня об этом, я растерялась, — вспоминает Антонина, — но быстро нашлась, сказала ей, что 24 часа — это очень много. Если бы все цифры пришлось писать на циферблате, круг получился бы очень большой.

В принципе, если к школе ребенок на­учится ориентироваться по часовой стрелке, уже хорошо. Сверхзадача — научить дошколенка понимать минутную стрелку. Для этого придется объяснять, сколько минут в часе, что расстояние между цифрами циферблата равно пяти минутам… Сложно. Но малыш научится. В конце концов, это всего лишь вопрос времени.

Текст: Светлана Иконникова, психолог

Total Views: 1252 ,

1 комментарий

  1. a.hud

    Какая нужная информация. Обязательно все пригодится!

Оставить комментарий