Главная » Главная » Отец мужчины

Отец мужчины

1В заголовке статьи многие увидят намек на книгу Игоря Кона “Мальчик – отец мужчины”. Я ее не дочитал. Отчасти потому, что многие мысли автора о воспитании мальчиков разделял и до того, как приступил к чтению.

Название педагогического труда Игоря Кона на первый взгляд выглядит непонятно. Автор давал ему такое объяснение: характер будущего мужчины определяется “генами” того мальчика, которым был этот мужчина в детстве. От себя к этой метафоре добавлю: если сам мальчик – отец мужчины, то матерью, наверное, стоит считать среду, в которой он растет, в которой формируется его мужественность.
В наше время в воспитании мужественности велик риск перегнуть палку: на сознание пап и мам давит навязываемое западной масс-культурой лояльное отношение к нетрадиционной сексуальной ориентации. В XIX веке родители молились, чтобы сын не стал актером, в Советском Союзе – “лишь бы не бандитом”, сегодня – “лишь бы не геем”. Что греха таить – Игоря Кона в Советском Союзе не признавали из-за его лояльного по советским меркам отношения к гомосексуалистам (это стоит иметь в виду, если возникнет интерес к книге “Мальчик – отец мужчины”). В противовес масс-культуре у родителей велик соблазн воспитывать будущего мужчину в чрезмерно мужественном стиле: спортивном, военном, религиозном, “по понятиям”. Но атлет, солдат, служитель культа, вор – только ли это образцы мужественности?

Не синонимы

“Маскулинность” и “мужественность” считаются синонимами. Но оттенки в значении не позволяют поставить между ними знак тождества. Маскулинность – набор неких внешних признаков мужчины, его образ в общественном сознании. Мужчины не плачут, не моют полы, любят машины и рыбалку, не хотят жениться, а если и женятся, то изменяют женам – набор стерео-
типов о внешних проявлениях мужской природы можно продолжать долго. Отчасти эти стереотипы и создают среду – ту “мать”, которая вместе с собственно мальчиком – “отцом” является одним из родителей мужчины. Кроме общественных представлений эту среду создает семья. Придерживаться в семейном воспитании тех же представлений о мужественности, которые считаются нормой в обществе, легко. Но тут я согласен с Игорем Коном – общественные представления о маскулинности часто становятся причиной психических и социальных проблем, которые испытывают мужчины – дети мальчиков. Настоящая мужественность, на мой взгляд, не противопоставляется маскулинности, но и не совпадает с ней в полной мере.

Мужественность – это не только физическая сила, рациональный подход и упорство в достижении поставленных целей. Это еще и умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Мужественность – это не только отношения с противоположным полом и другими мужчинами. Это еще и отношения с собой, свой собственный эмоциональный мир. Вот, пожалуй, и все общие принципы, из которых я исхожу в воспитании двоих будущих мужчин. На практике они реализуются в нескольких правилах, которые не всегда совпадают с общепринятыми.

Мужчины плачут. Но не ноют

Слезы – это не один из мужских грехов, а всего лишь форма выражения эмоции. Боль, обида, радость – очень сильные эмоции. Запирать их, обосновывая тем, что “мужчины не плачут”? Да бросьте – с этого и начинается эмоциональная неуравновешенность, которая в подростковом и юношеском возрасте вырастает в букет психических, а то и социальных проблем. “Хочешь поплакать –
поплачь. Но потом встань, вытри слезы и иди дальше”. А вот нытье – это слабость, способ уйти от ответственности.
“Девочек обижать нельзя” – еще одно спорное правило. Это не означает, что я поощряю в своих сыновьях насилие по отношению к слабому полу Хотя признаюсь – в детском саду выбил девочке зуб.

2

Деталей не помню, но это точно не был преднамеренный акт агрессии: либо случайность, либо сама напросилась. Некоторые мамы мальчиков в детстве вдалбливают сыновьям, что девочек обижать нельзя, а потом сетуют на то, что сын “почему-то” стал подкаблучником. А некоторые мамы девочек не воспитывают в дочках элементарного уважения к окружающим, рассчитывая на то, что мальчика всегда можно привлечь по статье “девочек обижать нельзя”, а потом сокрушаются, когда взрослая дочь из-за своего стервозного характера либо вообще выйти замуж не может, либо начинает получать от мужа “легкие телесные”. Я намеренно утрировал свою мысль. Суть в том, что слепо придерживаться правила о неприкосновенности девочек, без оглядки на конкретную ситуацию, на мой взгляд, неправильно. Иногда и девочки заслуживают оплеухи. В некоторых ситуациях оперировать устоявшимися нормами легко – это снимает часть ответственности. Но дети заслуживают того, чтобы в отношениях с ними не пользоваться общей гребенкой.

В чем сила?

Физическая сила – непременный атрибут мужественности. Моему старшему здоровье не позволяет заниматься активным спортом. Не скрою, досадно смотреть, как во дворе мальчишки неохотно принимают его в футбольную команду. Скорость, ловкость, реакция – не самые сильные его стороны. Но у него есть пример, который в детстве вдохновлял и меня, – Александр Суворов рос болезненным мальчиком, а стал прославленным русским полководцем. Радует то, что, даже несмотря на скромные физические данные и спокойный характер, сын готов постоять за себя. Младший пока “радует” регулярными жалобами из садика: то Артема побил, то с Нурсултаном подрался.

Недавно во время утреннего переодевания в садике мальчик пожаловался своей маме, что мой его бьет. Я ему: “Давай сдачи. Но если сам первым ударишь, он тебе даст сдачи”, потом своему то же самое. Тот мальчик продолжает: “Я его не могу бить – у него много силы”. Признаюсь, услышать это было лестно, но, похоже, направлять эту силу в мирное русло станет моей главной заботой в ближайшие годы.

Автор: Антон Кузнецов

2 комментарии

  1. полезна статья, с удовольствием перечитала. Оказывается прочитав первый раз в журнале, кое-что пропустила. Воспитание мальчика — большая ответственность перед обществом и женщинами ))))

  2. Согласна с автором! И вообще, «мужчины не плачут» — кто придумал такую глупость? Сначала всячески сдерживают свои эмоции, а потом умирают молодыми от сердечных приступов. Я за то, чтобы плакали. Но не ныли, как правильно уточнил автор.

Оставить комментарий