Растить близнецов — дело непростое. У однояйцевых все гены общие, у разнояйцевых они совпадают лишь наполовину
Разнояйцевых малышей в быту называют двойняшками, а однояйцевых — близняшками, но, с точки зрения медицины, это не совсем корректно. Близнецами считаются все детки, появившиеся на свет в процессе одних родов.
Обследуйте вместе
В силу синхронизации биоритмов близнецы все делают вместе — засыпают и просыпаются, ощущают голод, плачут, болеют, причем не только инфекциями, но даже и незаразными недугами, вроде аппендицита или кариеса (он поражает у близнецов одни и те же зубы). Они даже травмы умудряются получать одновременно и в одних и тех же участках тела, находясь при этом в разных местах! Почему — наука объяснить пока не может, но статистика упрямо фиксирует такую закономерность.
Отсюда правило — обнаружили проблему со здоровьем у одного ребенка из двойни, обследуйте и второго.
Кормите по-македонски
Оба младенца просят грудь, что делать маме — не разорваться же? Чтобы кормить одного под голодный плач другого, нужно иметь железные нервы. Выход прост: кормите обоих сразу, прижав к груди, как два арбуза. Подобную позу педиатры так и называют — арбузной, а некоторые почему-то именуют это кормлением по-македонски.
- Подложите под локти подушки, поместите на них малышей по бокам от себя так, чтобы их ножки оказались у вас за спиной, а личики — у ваших сосков. Головы поддерживайте ладонями. И детки довольны, и у мамы время экономится!
Общайтесь с каждым!
Двойняшки ощущают себя половинками единого целого, а где вы видели, чтобы левая рука разговаривала с правой? Вот и у близнецов особой потребности осваивать речь не возникает. Они ведь прекрасно понимают друг друга без слов — на эмоцио-нальном уровне. А у мамы элементарно не хватает времени на ежедневное воркование с каждым по отдельности (которое является важнейшим условием хорошего речевого развития). В итоге предоставленные самим себе малыши не только начинают говорить позже сверстников, но и вырабатывают свой собственный криптоязык. Это тормозит психоречевое развитие и затрудняет контакт с внешним миром.
- С самого рождения как можно больше разговаривайте с каждым близнецом. Берите их на ручки по очереди и подносите к лицу. Уже в первые месяцы младенцы пытаются копировать мимику взрослого, сопровождающую разговор: неврологи называют это ротовым вниманием.
Учите „якать”!
Двойняшки вместо „я” говорят „мы”. Они даже откликаются на оба имени сразу! В три года, когда другие детки осознают себя как отдельную личность и проходят через период „Не хочу и не буду!”, отстаивая право поступать, как хочется им, близнецы устраивают совместный бунт на корабле, в котором мало хорошего.
Вместо того чтобы отстаивать свою индивидуальность, совершая скачок в личностном росте, двойняшки сражаются за интересы близнецового „мы”, которое находится в оппозиции ко всему остальному миру и в котором доминирует „я” более бойкого близнеца. Лидируя в паре, он принимает решения за двоих, а второй малыш растет пассивным и зависимым. При этом каждый из двойни по отдельности не умеет строить отношения с другими детьми и взрослыми. А надо, чтобы каждый умел общаться с окружающими без оглядки на брата или сестру и чтобы индивидуальные особенности близняшек свободно развивались.
- Подчеркивайте отличия между малышами: одевайте и стригите их по-разному, дарите личные подарки. Одному хочется вертолет, а другому — пожарную машину: вот и прекрасно! Берите в магазин по очереди, время от времени одного отводите в садик, а второго отправляйте к бабушке. Так они научатся строить личные отношения с другими детьми и найдут друга. Когда близнецы вместе, им никто не нужен, а родителям они пытаются диктовать свои условия и манипулировать ими.
- Выработайте единую тактику воспитания и действуйте согласованно во всех педагогических вопросах.
- Развивайте у каждого члена близнецовой пары его собственные таланты: одного отдайте на лепку, плавание и французский, другого — в кружок рисования, на танцы и учите английскому языку.
- Поддерживайте зависимого члена близнецовой пары: отмечайте его способности и достижения, пусть и небольшие, давая понять, что вы любите его так же сильно, как более успешного брата или сестру, и не перехваливайте лидера.
Не разделяйте обязанности
Двойняшки пытаются сэкономить силы путем разделения труда: один учится читать, другой — считать, один пишет диктанты на отлично, а второй щелкает задачки как семечки. Зачем уметь одно и то же, раз они всегда вместе? Это ведет к пробелам в знаниях у каждого ребенка.
- Занимайтесь с каждым по отдельности, давайте разные задания, а когда придет время идти в школу, попросите посадить детей за разные парты. Пусть каждый учится сам и найдет себе друга, а не замыкается на паре! Так вы воспитаете две гармоничные личности.
Текст: Иван Белокрылов, консультант — Наталья Земскова, педиатр