Пальчиковые игры не требуют специальных знаний, оборудования. В них можно играть на прогулке и в дороге, в поликлинике и дома. Все, что нужно, всегда с вами!
КОГДА НАЧИНАТЬ?
Чем раньше, тем лучше!
Уже в первые месяцы жизни можно делать с ребенком пассивную гимнастику для пальчиков, сгибая и разгибая их, поглаживая и массируя, снимая тем самым гипертонус, стимулируя нервные окончания на ладони. Если с раннего возраста приучать малыша к пальчиковым играм, то, став старше, он будет сам с удовольствием протягивать вам ручки. Лучше всего начать с самых простых пальчиковых игр. Очень скоро у крохи появятся любимые.
Малыш в 1–2 года будет и сам с удовольствием выполнять знакомые ему несложные пальчиковые упражнения, стоит лишь начать читать стишок.
Пальчиковые игры не только развлекают, но и развивают малыша. Совершенствуя мелкую моторику, мы помогаем ребенку разговориться.
Пожалуй, у них есть лишь один недостаток, да и то весьма условный: в них не поиграешь в одиночку. Мама может хотя бы ненадолго оставить кроху с куклой, погремушкой, заводной обезьянкой и заняться своими делами.
С „Сорокой-белобокой” этот номер не пройдет. Тут обязательно нужна компания. Ну а дальше начинаются сплошные преимущества. Играть несложно и весело. Причем настроение обычно улучшается и у малыша, и у мамы.
„СОРОКА-БЕЛОБОКА”
Сорока-белобока кашку варила,
Кашку варила, деток кормила (делаем на ладони малыша круговые движения).
Этому дала, этому дала, этому дала,
Этому дала, а этому не дала (по одному загибаем каждый пальчик ребенка, начиная с мизинчика).
„Ты дров не рубил, печку не топил,
Кашу не варил, нет тебе ничего” (сгибаем и разгибаем большой пальчик).
„ТОРТ”
Тесто ручками помнем (энергично сжимаем и разжимаем пальчики),
Сладкий тортик испечем (делаем движения руками, словно месим тесто).
Сеpединку смажем джемом (делаем кpуговые движения ладошками по столу),
А верхушку — сладким кpемом (трем ладошки одну о другую).
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (пальчиками „посыпаем” тортик).
А потом заваpим чай — В гости друга пpиглашай (пожимаем одной рукой другую)!
„ЛАДУШКИ”
„Ладушки-ладушки, Где были?” — „У бабушки”. — „Что ели?” — „Кашку”. — „Что пили?” — „Бражку”. — „А что на закуску?” — „Кислую капустку.
А вороны прилетели, Всю капусту нашу съели (вместе хлопаем в ладоши). Шу! Полетели,
На головку сели” (поднимаем обе руки и затем опускаем их на голову).
„СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ”
Сидит белка на тележке (сжимаем в кулачок и разжимаем пальчики в ритме стишка),
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке (начинаем по одному загибать пальчики),
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
Детки 2–3 лет, конечно, способны выполнять и более сложные упражнения, ведь пальчиковые игры для них не просто ежедневная гимнастика, а любимое развлечение. Попробуйте выучить простой стишок про киску.
„КИСКА”
— Киска, кисонька, кисуля! —
Позвала котенка Юля. —
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой (делаем поглаживающие движения расслабленной ладонью крохи по маминой руке или по игрушке).
„УЛИТКА”
Тычет рожками улитка (средний и безымянный пальцы правой руки поддерживаются большим, а мизинец и указательный — выпрямлены)
—Заперта в саду калитка („рожками” из указательного пальца и мизинца упираемся в ладонь левой руки).
Отвори скорей калитку,
Пропусти домой улитку (правая рука „заходит” домой).
Этот пальчик песни пел, Этот пальчик кашу ел (сжимаем кулачок, потом поочередно разжимаем по одному пальчику, начиная с мизинца).
Ну а этот хочет спать — Поскорее прыг в кровать (разжимаем большой пальчик и вновь сжимаем кулачок).
„ЗАЙКА”
Зайка по лесу скакал (маленькие пальчики „прыгают” по столу),
Зайка корм себе искал (перебираем поочередно пальцами обеих рук по столу).
Вдруг у зайки на макушке Поднялись, как стрелки, ушки (ладошками изображаем ушки).
Шорох тихий раздается, Кто-то по лесу крадется (пальцы медленно шагают по столу).
Заяц путает следы, Убегает от беды (быстро-быстро перебираем пальцами по столу, убегая от грозящей опасности).
„КАПУСТА”
Мы капусту рубим-рубим,
Рубим-рубим, рубим-рубим (ударяем ребром ладони одной руки по ребру другой).
Мы капусту трем-трем,
Трем-трем, трем-трем (потираем ладошки одну о другую).
Мы капусту солим-солим,
Солим-солим, солим-солим (пальцы складываем в щепотку и „посыпаем” стол солью).
Мы капусту жмем-жмем,
Жмем-жмем, жмем-жмем (кулачки поочередно сжимаем и разжимаем).
„ЧЕРЕПАШКА”
Вот обжора черепашка (сжимаем ладошку малыша в кулачок, отогнутым оставляем только большой палец — это голова нашей черепашки),
Панцирь — вот ее рубашка (на кулачок — ладошку).
Может лазить по горам (поднимаем одну или две руки вверх),
Может плавать по волнам (делаем волнообразные движения ладонью или руками).
Поплывет и цапнет рыбку (из стороны в сторону проводим большим пальцем),
Съест с довольною улыбкой (делаем ладонью „зубки”, открываем и закрываем „ротик”, лакомясь рыбкой).
Отдохнет она немножко (большой пальчик прячем под „панцирь”),
На обед поймает мошку (делаем хватательные движения рукой в воздухе).
Если ужинать пора — Цап! И схватит комара (снова делаем хватательное движение рукой).
Но еды ей не хватило.
Цап! Меня за нос схватила (одни детки любят хватать за нос маму, другие — сами оказываться в роли „добычи”)!
Чтобы эффект от пальчиковых игр был еще заметнее, дополняйте их рисованием, лепкой, играми конструктора, составлением узоров из мозаики и другими занятиями, которые окажут благотворное действие на ловкость маленьких пальчиков.
Приобретите фигурки для пальчикового театра и устраивайте домашние спектакли. Дайте крохе возможность побыть и зрителем, и актером.
ЗАЧЕМ ИГРАТЬ?
Потому что это очень весело! Но не только…
- Пальчиковые игры развивают одновременно моторику и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны. Дети, которые часто играют, начинают говорить раньше сверстников.
- Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, обладают хорошей памятью, развитым кругозором, скорее успокаиваются после стресса.
- Пальчиковые игры укрепляют доверие между мамой и малышом, усиливают их эмоциональную связь.
Текст: Марина Калиниченко, консультант — Татьяна Самойлова, педиатр