Главная » Главная » Самооценка: без ложной скромности

Самооценка: без ложной скромности

Почему один ребенок растет жизнерадостным, уверенным в себе и легко заводит друзей, а другой — вечно испытывает тревогу, неуверенность и с трудом сходится с людьми? Все дело в самооценке

Представление о себе — оценка своих возможностей, качеств, места среди других людей — начинает формироваться в раннем детстве. Она напрямую зависит от семейной атмосферы, в которой растет ребенок. Так, у вечно недовольных родителей, занятых, в основном, собственными проблемами, дети обычно имеют заниженную самооценку. В любящей семье, где малыша холят и лелеют, умиляются каждому шагу и бесконечно хвалят, у ребенка, напротив, часто формируется завышенная самооценка. И та, и другая крайность может плохо повлиять на качество жизни в будущем. Неуверенному в себе человеку трудно добиться успеха, признания. Ну а тот, кто слишком высоко себя ценит, часто сталкивается с проблемами в личных взаимоотношениях.

Посмотрите, какой я!
С трехлетнего возраста самооценка ребенка начинает складываться, с одной стороны, под воздействием похвалы, оценок взрослыми его достижений. С другой, — на нее влияет осознание своей самостоятельности. Ребенок пробует разные виды деятельности, и многое у него получается („я сам!”). Для формирования собственного „я” малыша это важно — личный опыт успеха и признание достижений взрослыми. В этом возрасте он часто произносит: „Смотри, как я умею”, ожидая одобрения со стороны родителей. Интересно, что для возраста 3–4 лет нормой считается завышенная самооценка, но, становясь старше, ребенок должен учиться более реально оценивать себя.
Родителям дошкольников полезно знать, как ребенок воспринимает себя, чтобы иметь возможность скорректировать его представления. Пройдет немного времени, и он выйдет в „большую жизнь” — отправится в школу, где адекватная самооценка ему понадобится. Не только для того, чтобы наладить отношения, но и чтобы без страха включиться в учебу.

ddb0f324b260b3a71515dd3336e5c459

Важные принципы
Что помогает сформировать и поддержать адекватную самооценку?
Ответственность. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, но и не перегружайте. Только выполняя посильные задачи, он сможет почувствовать себя умелым и полезным.
Инициатива. Поощряйте ее: если сын или дочь хотят вам помочь, позвольте, даже если результат не слишком устроит. Ребенок сотворил странный кулинарный „шедевр”? В следующий раз выйдет лучше, а сейчас пусть получит удовольствие от проделанной работы и похвалу.
Ошибки. Не стесняйтесь демонстрировать собственные промахи: ошибаются все — и взрослые тоже. Показывайте разумное отношения к успехам и неудачам: „У меня что-то не получилось, но ничего, в следующий раз сделаю по-другому, и тогда у меня обязательно получится”.
Анализ. Обсуждайте вместе с ребенком его неудачи, делая выводы. Важно проговаривать также и его достижения (обращая внимание на те способы и средства, которые помогли добиться желаемого). Так у ребенка будет развиваться умение планировать и оценивать собственные поступки.
Сравнение. Старайтесь сравнивать ребенка только с ним самим (тем, каким был вчера, будет завтра), но не с другими детьми. Для здоровой оценки своих возможностей нужно исходить из индивидуальных способностей и обстоятельств. Из-за привычки оглядываться на можно и потерять себя.
Оценка. Спрашивайте малыша, как бы он оценил себя, свой поступок или просто свой день. Можно даже ввести систему баллов или распечатать смайлики, яркие картинки („Превосходно”, „Я молодец”, „Упс!” и т.п.).
Похвала и наказание. Обращайте внимание на все поступки малыша и реагируйте на них соответственно: хвалите за хорошие и порицайте за плохие. Важно отделять поступок от личности. Ругайте за конкретные поступки, а не вообще (не „ты плохой”, а „ты плохо поступил”). Старайтесь принимать ребенка таким, какой он есть, .
Поддержка. Сопереживайте, оказывайте помощь в исправлении ошибок, вдохновляйте на хорошие поступки, радуйтесь успехам. Покажите малышу, что признаете самые разные его чувства, даже когда не согласны с ним. Не оскорбляйте малыша, срывая на нем плохое настроение. Старайтесь выстроить доверительные отношения. Только так он сможет научиться уважать себя и других людей.

„Говорящие” признаки в поведении

Ребенок с заниженной самооценкой:
✔ тревожен, не уверен в себе, обидчив, плаксив;
✔ недоверчив и всегда ожидает худшего, настроен на неудачу;
✔ стремится к уединению;
✔ нерешителен, боится, что не справится с новыми видами деятельности;
✔ плохо адаптируется к незнакомым условиям;
✔ переоценивает чужие достижения и не замечает своих успехов.

Малыш с адекватной самооценкой:
✔ обычно не сомневается в себе;
✔ способен попросить окружающих о помощи;
✔ умеет принимать решения;
✔ может признавать ошибки в своей работе, поступках;
✔ не стесняется своих чувств;
✔ принимает себя и других такими, какие они есть.

Ребенок, с завышенной самооценкой:
✔ считает, что он во всем прав;
✔ стремится управлять другими детьми;
✔ видит чужие слабости и ошибки, не замечая своих;
✔ старается обратить на себя внимание;
✔ агрессивен, когда не получает желаемого;
✔ не умеет быть благодарным.

bg_how_to_stay_motivated1

Интересно!
Ребенка постарше (начиная с 6 лет) можно протестировать по самым разным сферам его жизни, предложив оценить себя в спорте, в учебе, в поведении и т.п.

Total Views: 2014 ,

Оставить комментарий