Главная » Главная » Мы с вами знакомы? Как привить ребенку осторожность

Мы с вами знакомы? Как привить ребенку осторожность

uchim-rebenka-bezopasnosti

Один из ключевых страхов родителей — как их дети будут общаться с незнакомыми людьми. Но мы сами изначально закладываем основы детского поведения. Общение стоит поощрять, ведь коммуникабельность — это важный навык. Но не следует быть молчаливым наблюдателем: участвуйте в процессе!

Ребенок видит, как мама приветливо разговаривает с посторонними, спокойно относится к тому, что его гладят по головке или даже берут на руки, чем-то угощают, а аниматор с новой детской площадки может взять за руку и отвести поиграть. Малыш считывает поведение, и для него это уже норма. В такие моменты обычно мама спокойна, ведь она рядом, она контролирует ситуацию. Если что-то будет угрожать безопасности ребенка, то она тут же вмешается. А пока все спокойно и незнакомцы выказывают доброжелательность, мама выступает в роли молчаливого наблюдателя. Чтобы кроха рос вежливым, бывает, побуждает его говорить „спасибо” за угощение, „пока-пока” хорошей знакомой, ответить милой бабушке на вопрос „Сколько тебе лет?” Дружелюбное приветствие и улыбка, но ничего более без предварительного разрешения опекающего взрослого—вот достойное и правильное поведение незнакомого человека по отношению к ребенку. Как же этого добиться? Рассмотрим основные ситуации, в которые часто попадают родители с детьми.

СИТУАЦИЯ 1. ПРОХОЖИЕ НА УЛИЦЕ

„Привет! Как тебя зовут?”

Когда у нас спрашивают дорогу, мы из вежливости или желания помочь останавливаемся и начинаем подробно объяснять. Если в автобусе кто-то уточняет, где находится остановка, мы участливо отвечаем. Но при этом мы не рассказываем, где живем, сколько зарабатываем и прочее. У детей же такого барьера пока нет. Ребенок видит, что родители спокойно беседуют с незнакомыми людьми, и может считать, что это вполне нормально. К тому же дети —это самые привлекательные персонажи для знакомства. Волей-неволей даже не самые общительные попутчики начинают спрашивать у симпатичного малыша: „Как тебя зовут? Сколько тебе лет? А ты ходишь в садик? У тебя там есть друзья?”

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ

Ребенок будет уверен, что любому постороннему, который к нему подходит, можно доверять. Ему можно рассказать о себе любые подробности и ответить на все его вопросы.

ТАКТИКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Участвуйте в процессе знакомства. Прокомментируйте: „Давай вместе познакомимся с этой тетей/бабушкой/человеком”. Если вы против разговора, молчать тоже не надо. Остановите ситуацию, вежливо сказав: „Спасибо, мы сейчас не можем с вами общаться”. К трем годам объясните ребенку, что он смело может знакомиться и разговаривать, с кем ему захочется, но прежде надо спросить у вас разрешения. Обсудите, что можно о себе рассказывать, а что нет. Подскажите фразы на такие случаи: „Не могу сказать”, „Это секрет”.

—Как тебя зовут?

—Таня.

—Сколько тебе лет?

— Пять.

—А куда ты едешь?

—Это секрет.

СИТУАЦИЯ 2. УГОЩЕНИЯ И ПОДАРКИ

„Возьми конфетку”

Родители зашли с ребенком в магазин возле дома, и продавец, взвешивая бананы, заодно вручает малышу леденец: „Держи, это тебе!” В троллейбусе добрая старушка, говоря, что маму надо слушаться, достает конфету и угощает кроху. Такие подарки проходят напрямую от дарителя к ребенку, мнение родителей не спрашивается.

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ

Малыш будет считать, что от чужих людей можно смело принимать любой подарок. Сами понимаете, чем это чревато.

neznakomec_450_3

ТАКТИКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ребенку протянули угощение? Примите его сами. Если малыш его уже взял, прокомментируйте, что вы — разрешаете. Как только останетесь вдвоем, сразу же проговорите правило: „Всегда спрашивай у меня разрешения, прежде чем принимать угощения и подарки”. Повторяйте это правило перед выходом из дома, пока ребенок сам не начнет его исполнять. Оговорите круг близких людей, от которых малыш может принимать подарки всегда.

Совершенно другая ситуация, если подарок дарят незнакомые ребенку люди, которые пришли к вам домой. Расскажите о них заранее и комментируйте вручение подарка: „Тетя Аня с моей работы дарит тебе куклу. А это — дядя Сережа, он приехал издалека и привез тебе мишку”.

СИТУАЦИЯ 3. ПОТРЕПАТЬ ПО ЩЕЧКЕ

„Иди на ручки”

На прогулке мама встретила коллегу и с радостью начала расспрашивать о новостях — кто пошел на повышение, кто уволился. Рассказ коллеги перемежается фразами: „Ах, какая девочка… Ах, какие глазки… Иди на ручки… ” Мама горда и довольна своим чадом.

Случается, что и незнакомые люди в транспорте, в очереди, в парке на лавочке гладят, тискают, берут за руку, поправляют платьице на крохе.

e31c1ea9be02fe8304b598db101462af

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ

Для ребенка и хорошие знакомые родителей, и посторонние — одинаково чужие. Он видит, как папа хлопает по плечу неизвестного мужчину, мама обнимается с незнакомой тетей, они улыбаются, смеются. И малыш делает логичный для себя вывод: „Даже тот, кого я не знаю, может прикасаться ко мне, брать на руки”.

ТАКТИКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вежливо оградите малыша от прикосновений посторонних. Тянущиеся руки мягко отведите в сторону, можно чуть отступить со словами: „Не трогайте, пожалуйста, ребенка”, „Пожалуйста, не надо этого делать”. Вы можете испытывать неловкость от того, как это будет выглядеть в глазах окружающих, но важнее обучить кроху безопасности, нежели заботиться о том, что о вас подумают. Если ребенка хочет взять на руки кто-то из ваших знакомых, сначала представьте его. Пусть малыш слышит и понимает, что это действие происходит с вашего разрешения. Так он будет знать, что вы контролируете процесс: „Маша, это тетя Оля, моя по друга, пойдешь к ней на ручки?”

СИТУАЦИЯ 4. АНИМАТОР

„Пойдем играть”

Мамам тоже нужно отдыхать, и современные развлекательные центры дают такую возможность. Как обычно происходит процесс „передачи” ребенка? Аниматор здоровается, улыбается, берет кроху за руку, приглашает поиграть и уводит.

Vacation couple romance --- Image by © Tino Tedaldi/cultura/Corbis

У мамочки появляется какое-то время на личные дела.

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ

У ребенка появляется установка: „Чужие могут брать меня за руку и уводить”. Да и природное любопытство детей обычно берет верх над осторожностью.

ТАКТИКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Познакомьтесь вместе с ребенком с аниматором. Пусть кроха несколько раз повторит имя того, кто будет за ним присматривать. Скажите, через какое время вы за ним вернетесь. Покажите, куда он может подойти за помощью, если она понадобится. Если вы планируете быть поблизости, объясните, что ему достаточно вас громко позвать. Малыш обязательно должен видеть, что он уходит с вашего разрешения, и знать, как вас найти.

  • Будьте вежливы, но в меру — у посторонних малыш может брать угощения и подарки только с вашего разрешения.
  • В новом месте всегда обозначайте ребенку территорию, где он может передвигаться. Дальше — с разрешения.

Текст: Сауле Утегалиева, консультант по вопросам детской безопасности, автор системы позитивного обучения детей безопасности, основатель интернет-проекта „Дети в безопасности”.

Total Views: 1971 ,

Оставить комментарий