Главная » Главная » Воспитание самостоятельности

Воспитание самостоятельности

Лия Биличенко, 3 года

Наверное, любому родителю хотелось бы, чтобы ребенок вырос самостоятельным, ответственным, отзывчивым, с чувством собственного достоинства. А раз так, то начинать нужно как можно раньше.

Воспитание — это не поиск „волшебной кнопки”, от которой дети вдруг становятся хорошими и послушными. Это кропотливый, постепенный и творческий процесс.

Конечный результат

Есть интересный и важный принцип: „Начиная, думай о конце”. Каким вы видите ребенка в будущем, что для вас наиболее важно? Только, пожалуйста, сконцентрируйтесь на личностных характеристиках. Для меня как для отца важно, чтобы мои дети были ответственными. Я хочу, чтобы за свои мысли, поступки, слова они отвечали сами. Я не хочу в будущем давить на их мировоззрение, настаивать на получении конкретного образования. Поэтому уже сейчас, когда они еще пешком под стол ходят, мы над этим активно работаем. А вам, уважаемые читатели, что важно? Если вы уже определились, можно двигаться дальше.

Прививать полезные навыки дисциплины, порядка и самоорганизации я рекомендую с трех лет. Дело в том, что именно с этого возраста малыш начинает отвечать за свои поступки. Конечно, не в полной мере, но какие-то зачатки самосознания у него появляются. Поэтому обращение будет доходить до ума крохи.

Вместе с тем нужно быть готовым к тому, что малыш чаще станет капризничать и проявлять своенравие. Таковы последствия возрастного „кризиса трех лет”.

Данные – в табличке

Первым делом спросите себя: „Над чем прямо сейчас можно или нужно поработать нам с крохой?” Ответ должен быть предельно ясен для вас и ребенка.

Например: „Я хочу, чтобы каждый вечер были убраны игрушки” или „Чтобы каждое утро была заправлена кроватка”.
Не годятся такие фразы: „Я хочу, чтобы ты всегда меня слушался” или „Чтобы никогда не хныкал”. Чем проще, тем лучше! Дело в том, что мы с вами формируем привычку. Исследователи до конца еще не определились, сколько для этого нужно времени. Одни утверждают, что двадцать один день, другие — шестьдесят шесть, третьи — намного больше. Это связано с тем, что некоторые привычки формируются не сразу, а поэтапно.

Но мы с вами условимся: для простых навыков нам понадобится двадцать один день. Звучит немного по-военному, но я утверждаю, что такие конкретные временные рамки удобны и вам, и детям. Итак, три недели. Вы можете даже для наглядности в календаре отметить начало и конец периода обучения.

Одновременно больше трех задач не ставьте. Внимание взрослого человека в состоянии усваивать семь единиц информации. Поэтому для детей задач должно быть немного меньше. В данном случае лучше придерживаться следующего принципа: „Как скушать слона? По кусочку за присест!”

Что касается контроля, то мне помогает табличка, которая висит на виду у всех. В ней ячейки, в которых мы фиксируем результаты. Для малышей с этой целью хорошо подходят любые наклейки: в виде солнышка, человечков и других фигурок. Главное, чтобы они вызывали хорошие эмоции у ребятишек. Чтобы малыши знали и видели свои достижения. И, конечно, своевременная похвала просто необходима.

Как хвалить?

Не эффективно, если вы будете говорить только „молодец” или „умница”. Ребенок поймет, что вы его оцениваете.

Логика у детей такая: „Меня любят, когда я хороший, а когда плохой — любить не будут”. Но мы-то, взрослые, любим их любыми! Поэтому используйте похвалу, направленную на процесс или на результат. И о своих чувствах не забывайте. К примеру: „Как я рада! Игрушки все убраны, и книжки аккуратно сложены!” Или: „Посуда вымыта, можно расслабиться. Спасибо за помощь!”

К сожалению, статистика показывает, что критикуют люди друг друга чаще, чем хвалят. Между тем наказаниями и критикой взрослые добиваются лишь отторжения, не говоря уже о том, что воспитать какие-либо навыки у крохи можно только на положительном эмоциональном фоне.

Поэтому полностью исключите насилие и давление. Дело даже не в том, что это нехорошо и жестоко. Просто в вопросах воспитания такая тактика срабатывает, пока дети малы. Но, чем старше они становятся, тем сложнее вам их принуждать. А через некоторое время подобные действия и вовсе бесполезны.

Некоторые специалисты (и я принадлежу к их числу) считают, что все-таки наиболее действенное наказание для детей — когда их неприемлемое поведение просто игнорируют, например отправляя их отдохнуть в комнату. Понимают и реагируют они быстрее. Так что это очень выгодно: и вы не кричите, не переживаете, и ребенок вас начинает слушаться.

Алгоритм ваших действий

Давайте рассмотрим конкретную ситуацию. Итак, вечер, скоро ребенку спать, и настает время уборки игрушек. Вы (коротко и спокойно): „Игрушки”. Дальше — никаких нравоучений, пускай дитя действует само. Сразу договоритесь, что если игрушки не будут вовремя убраны, то вы сами их собираете в коробку и на день убираете, например, на высокий шкаф. Сказать нужно один раз, спокойно и уверенно. Малыш убрал игрушки — сразу похвалите его и вместе поставьте галочку в таблицу. Не убрал — молча коробку с игрушками кладем на шкаф. Все просто!

В остальных случаях для большей эффективности давайте ребенку выбор: „Ты будешь полный стакан йогурта или половину?”, „Сейчас пойдешь чистить зубы или через десять минут?”. Так вы формируете ответственность за принятое решение.

Все вышесказанное относится к коррекции поведения. Но, пожалуйста, помните об эмоциях. Основной посыл такой: „Я (родитель) признаю любые чувства моего ребенка и всегда готов выслушать и оказать моральную поддержку. Но я оставляю за собой право корректировать поведение с целью достижения определенных результатов”. Часто „перегибы” в поступках у детей связаны именно с тем, что родители не готовы их просто выслушать. Многие считают, что непременно должны дать оценку „несмышленышу”. „Неправильно”, „нельзя”, „не смей” — такие фразы очень болезненны для эмоционального настроя крохи. Не стоит злоупотреблять ими. Будьте чуткими, посочувствуйте малышу и дайте ему выговориться.

Текст: Александр Шарапов, педагог-психолог

Total Views: 860 ,

1 комментарий

  1. Евгения Андреева

    Статья очень интересная и полезная. Я многое для себя взяла. Постараюсь это воплотить в реальность.

Оставить комментарий