Главная » Главная » В отпуск всей семьей: в путешествие — с пользой!

В отпуск всей семьей: в путешествие — с пользой!

Отправляетесь в отпуск всей семьей? Конечно, родителям хочется, чтобы ребенок получил от поездки максимум полезного — интересные впечатления и импульс для развития

Марина, собираясь в отпуск с 5-летней Дашей, продумала все до мелочей. Она изучила интересные места, куда можно съездить с дочкой. Решила взять и букварь, чтобы, если нечего будет делать, изучать буквы, нашла в Интернете много занятий для крохи и развивающих опытов. Кое-что, конечно, осуществилось. Первый опыт с водой и песком имел такой успех, что Даша повторяла его каждый день. Но, увы, не все пошло, как планировали. На одной из экскурсий Даша вовсе не хотела слушать рассказ о старинном храме, а желала побегать около него. А на предложение учить буквы чаще отвечала фразой: „Давай лучше поиграем”…
Вот несколько идей, как сделать поездку интересной (а значит, и полезной) для ребенка. И это при том, что родители будут иметь возможность не изображать из себя педагогов и хоть иногда расслабляться. Насладитесь отдыхом вместе!

Идея №1: Интересное — рядом
В возрасте 4–6 лет самое, пожалуй, важное для крохи — это развитие разнообразных представлений о мире. Что и как называется, выглядит, пахнет, каково это на ощупь, по размеру, по консистенции. Что с чем связано, что произойдет, если… Путешествие дает огромный простор для развития представлений о мире. Например, вы видите кактус опунцию. Самое время остановиться. Для начала рассмотрите, как выглядит кактус. Напомните, что дома в горшочке растет похожее растение. Что можно делать с опунцией:
• аккуратно трогать (тактильная чувствительность);
• фантазировать на тему, на что похоже растение (развитие образного мышления);
• пройтись вокруг, считая шаги (пространственное восприятие и развитие навыков счета);
• повторить, какие части есть у этого растения (развитие общих представлений и логического мышления);
• купить в магазине его плоды и попробовать на вкус (развитие вкусовых ощущений).
Потратили ли вы много времени, чтобы подготовиться к такому развивающему занятию? Нет. Было ли вам интересно? Скорее всего, да! Вы удивлялись, искали вместе ответы, смеялись. И можете быть уверены, что опунцию кроха запомнит, ведь ее изучение было стихийным, интересным и наполненным общими эмоциями.

Вопрос адаптации
Чем младше ребенок, тем более комфортно он чувствует себя в привычной обстановке с обычным режимом дня. Адаптация к новому месту и режиму может проходить гладко, а может и с определенными трудностями. Ребенку требуется время на адаптацию к новому, а развитие хорошо идет только в спокойной ситуации. Планируя обширную программу на отдыхе, имейте это в виду. Чем короче поездка, тем меньше времени остается на „развивающую” часть. Поэтому чем меньше неоправданных ожиданий, тем меньше раздражающих факторов и тем лучше будет поездка для всех.

Идея №2: Развитие — естественный процесс
Если ребенок здоров и спокоен, он будет экспериментировать, наблюдать, задавать вопросы, искать ответы. Попадая в новое место, малыш искренне интересуется всем новым. Любопытство ребенка гораздо важнее, чем заранее расписанная программа занятий. Можно заниматься по развивающим методикам, реализовывать программу экспериментов, и по возвращении из отпуска на вопрос „что ты интересного узнал?” услышать: „Не помню…”. И, напротив, позволив копаться в песке, строить из камешков, наблюдать за жуком, переливать воду, понять потом, что это дало очень много для развития. Даже то, что на экскурсии в храм он не будет слушать экскурсовода, а рассмотрит скамейку или побежит, громко топая и создавая уникальное эхо, будет полезно крохе в плане развития. Возможно, хорошей идеей было бы дать ребенку возможность оглядеться и найти себе занятие по душе.

И еще несколько рекомендаций…
1. Посмотреть, послушать, понюхать, потрогать, попробовать на вкус. Чем больше органов чувств подключено, тем больше польза, в том числе и для развития мозга ребенка. Старайтесь рассмотреть как можно больше свойств каждого предмета: величину, материал, вес и т.д. Сравнивайте предметы между собой.
2. Если нужно запомнить — вернитесь к этому несколько раз: вечером этого же дня, на следующий день, через 2–3 дня, через неделю. „А помнишь, мы видели…? Какой он был?”.
3. Дошкольники устают быстро. Интересными могут быть экскурсии в форме катания на чем-либо, а также по зоопарку.
4. Используйте анимацию. В возрасте 4–6 лет важно общение с детьми. На курорте собираются дети из разных стран. Огромный потенциал для развития навыков коммуникации! А родители отдыхают.

Идея №3: Как не отстать и нагнать программу
Иногда взрослые рассчитывают на путешествие как на время, в которое можно вместить невместимое. Например, в будние дни вы слишком устаете, и изучение букв, цифр, задания на внимание и память в загоне. И вот в отпуск берутся букварь, счетные палочки и тетрадь с заданиями… Я однажды сама попала в эту ловушку. Я была рассержена на 4-летнего сына, „не способного” запомнить буквы! К слову сказать, к школе он уже бойко читал про себя. Но тот отпуск, пожалуй, был испорчен. Если уж вы всерьез желаете „нагнать” что-то из того, что не успеваете сделать дома, то по крайней мере не усаживайте дошкольника за стол и не заставляйте „делать задания”. Буквы можно прекрасно учить, выкладывая их из камешков или рисуя палочкой на мокром песке. Учиться считать интереснее на мандаринах, сорванных с дерева, или на орехах. Развивайте внимание и память малыша постоянно и без особого напряжения: достаточно каждый вечер спрашивать: „Что ты сегодня делал интересного?” Пусть малыш, если у него есть настроение, расскажет вам о приобретенных им новых навыках.

Идея №4: Вопросы лучше подсказок, или „а как ты думаешь?”
В возрасте 4–6 лет дети задают множество вопросов, порой настолько глубоких, что искренне удивляешься. Найдите время, чтобы поразмышлять вместе с ребенком. Но не спешите искать ответы в Википедии. Для начала задайте простой вопрос: „А ты сам как думаешь?”. Иногда ответ ребенка может быть фантастическим, но он же — отправная точка для беседы, в ходе которой он может узнать от вас много нового. Только не смейтесь над ответами ребенка, а лучше поддержите его: „Это не совсем так. Но твоя версия очень интересна!”.
Задавайте и сами ребенку вопросы, обращая его внимание на простые, но важные явления. „Как ты думаешь, почему песок вверху сухой, а если копать, то он мокрый?”, „Почему камешки осыпаются с горы, а не зависают в воздухе?”, „Почему птичка такой окраски?” Так вы активизируете интерес к окружающему миру. Иногда можно „подвесить” вопрос, сразу не объясняя ребенку, что и как. Вернитесь к нему через несколько дней, и вы будете удивлены, что ребенок старался найти ответ, наблюдал, рассуждал.

Итак…
Отправляясь в поездку с дошкольником, помните, что вам тоже нужно отдохнуть. Не старайтесь объять необъятное, лучше просто обращайте внимание на то, что может быть интересным для ребенка. Если он сам находит, чем заняться, — не мешайте, возможно, это важный процесс. И оставьте дома букварь и тетради с заданиями!

Советы путешественникам
Как организовать поездку так, чтобы от совместного отдыха с малышом остались только приятные впечатления? Вот несколько юридических советов для родителей.
Предъявите паспорт
Загранпаспорт у нас оформляется в ЦОНах, если время поджимает, можно сделать оформление: 2 рабочих дня в Астане, Алматы, Шымкенте и Актобе (1989 тенге) и 4 рабочих дня в прочих областных центрах (сумма не меняется). На ребенка при выезде, например, в зону Шенген, оформлять паспорт обязательно. Если же это Кыргызстан или Россия, достаточно листа-вкладыша в паспорте одного из родителей.
Выезд открыт
Для поездок малыша с бабушкой или няней лучше обратиться к нотариусу и оформить разрешение от родителей. Это позволит сопровождающему в экстренных ситуациях действовать от имени родителей (например, принять решение о медицинском вмешательстве).
• Для пересечения казахстанской границы малышу в сопровождении одного из родителей не требуется дополнительных бумаг.
• Однако не все страны готовы позволить въезд ребенку без разрешения второго законного представителя. Лучше не рисковать и оформить такой документ.
• Одиноким мамам необходимо обзавестись справкой органов ЗАГС о том, что сведения об отце в свидетельстве о рождении ребенка фиктивны.
• Если второй родитель подал заявление о запрете выезда малыша за границу, преодолеть такой запрет можно, обратившись в суд.
• Будьте внимательны с погашением долговых обязательств и штрафов (они могут стать помехой выезду).
Медицинская страховка
Выезжая за границу, обязательно приобретите страховку и заранее ознакомьтесь с правилами ее использования.

Елена Никитенко, редактор «Мой ребенок Казахстан»:

Путешествие с ребенком может стать очень увлекательным и полезным (причем как для ребенка, так и для взрослых). В наших путешествиях мы стараемся не просто проводить время, валяясь на пляже, а создаем настоящую культурную программу: музеи, исторические памятники, экскурсии (даже если они – длительные). Дети с интересом слушают неизвестные им факты о новых местах, запоминают их… А музеи – это вовсе не скучно! Мы с сыном были в «музее динозавров» в бельгийском Брюсселе – так от восторга там визжал не только он! Мы, взрослые лбы, бегали от экспоната к экспонату, поражаясь его размерам, зубам или когтям.
Мой вам совет: не думайте, что если не интересно вам – не интересно и ребенку. Отдых с детьми и для детей – очень хороший способ не только отдохнуть, но и набраться какого-то своеобразного жизненного опыта, сделать шаг в беззаботное детство, где все ново и интересно.

Total Views: 957 ,

Оставить комментарий