Рождение ребенка – событие одновременно радостное и волнительное. И главная задача родителей — с первых же минут показать крохе: новый мир, в который он пришел, — добрый!
Выписываясь из роддома, многие мамы уже имеют список врачей, педагогов, развивающих занятий, секций. Их окружает множество советчиков. Молодые родители боятся опоздать, что-то упустить, ведь больше всего на свете хочется, чтобы ребенок вырос самостоятельным, уверенным, сильным, а значит, счастливым. Но всему свое время! Сейчас малышу больше всего нужны ваша максимальная поддержка, чуткость и умение быстро реагировать на его нужды. Иногда родители решают сразу же приучать кроху к самостоятельности: пусть засыпает один, привыкает, что никто не побежит на его первый же крик. Ребенок становится тревожным, настороженным, ранимым, капризным, просыпается по ночам и очень долго засыпает вновь. И причина подобного поведения, при полном здоровье, — это недоверие, чувство опасности, недружелюбия этого мира.
Малыш, мы с тобой!
Когда младенец рождается, он из комфортной, знакомой среды материнской утробы попадает в незнакомый и поначалу страшный для него мир. Прислушиваясь к голосу матери, биению ее сердца, кроха узнает то, что слышал внутри. А если мама (или другой взрослый, который проводит с младенцем длительное время) будет, обнимая-прижимая, знакомить его с нашим миром, называть все, что происходит вокруг, ребенку будет спокойно. На самом деле это взаимосвязанный процесс. Родителям спокойнее: они узнают своего малыша, учатся понимать его особенности (сна, бодрствования, здоровья вообще), а ребенок узнает родителей, дом, ближайшее окружение. Новорожденному полезно быть в объятиях родителей, жить примерно в одном ритме и верить, что рядом всегда есть взрослый, который откликнется на первый зов, согреет и накормит.
Быть рядом — это значит, что мама в поле зрения малыша, она утолит его голод сразу же, как только он дал об этом знать, а не по времени. Ребенка усыпляют, не оставляют засыпать одного в кровати и не ждут, когда он уснет, выплакавшись. Когда малыш подрастает, его знакомят с людьми и не торопят, чтобы он тут же играл или оставался с ними на какое-то время. Его поддерживают всякий раз, когда эта помощь требуется.
Прежде чем стать самостоятельным, ребенок должен ощутить:
• чувство безопасности;
• что он не один;
• что его любят и принимают в любом настроении.
Именно эти ощущения, повторяющиеся из ситуации в ситуацию, позволят родителям заложить фундамент уверенности ребенка в себе, самостоятельности, готовности к преодолению трудностей.
Уметь быть рядом и отпускать
Ребенок поверит, что мир дружелюбен и интересен, если рядом с ним всегда есть взрослый, если жизнь понятна и ритмична. Младенец, напитавшийся вниманием родителей и впоследствии близких взрослых, удостоверившийся в собственной безопасности, в должный момент станет уверенным и самостоятельным.
Задача кажется сложной, требует длительного времени, большой выдержки и последовательности. На пути взросления ребенка родителям нужно научиться совмещать несовместимое — быть рядом в трудную минуту и готовым отпустить в нужный момент.
Итак, что же делать, чтобы ребенок поверил, что вы будете рядом, что поможете в любой ситуации?
- Держать на руках. Тепло и ласка заботливых маминых рук, питание и присутствие рядом, в поле зрения, позволят крохе сначала слиться с мамой, а потом, в свое время, самостоятельно уползти, отойти, уйти…
- Создать понятный ритм дня, повторяющийся изо дня в день: проснулся, умылся, оделся, поел, погулял и т.д. Если вы будете проговаривать все, что запланировали на день, для малыша не станут неожиданностью поход к врачу, парикмахеру или в магазин. Предсказуемость важна для младенца. Если вы начали посещать развивающие занятия, то быстро заметите, что они меняются незначительно. Сначала дети привыкают и принимают песни, потешки, последовательность, и лишь потом в занятии появляется новый элемент.
- Принимать чувства ребенка. И страхи тоже. Называть чувства крохи: „ты сейчас сердишься, обижен, встревожен”. Подтверждать чувства словами: „ты имеешь право бояться”, а не оценивать „какой же ты трусишка”, „мальчики не боятся и не плачут”. Ребенок поверит, что пока любящий взрослый рядом, ему помогут справиться с любыми чудищами.
- Знакомить с людьми, пространствами, называть предметы. Малыш, который знает, как звучит дрель, не испугается ее, услышав звук из соседней квартиры.
- Читать книги. Мне хочется указать две важные категории книг, которые помогут детям расти и взрослеть. Первая — это книги, в которых он может узнать о мире, о разных ситуациях. Примерами могут быть книги Ротраут Сазанны Бернер „Зимняя книга”, „Весенняя книга”, „Летняя книга”, „Осенняя книга”, серия историй о Карлхене.
Вторая категория — это книги, в которых герои проверяют, всегда ли родители будут рядом, всегда ли они будут любить своего ребенка. Ориентирами могут служить „Как зайчонок убегал” Уайз Браун, „Что бы ни случилось” Деби Глиори. - Играть. Веселые контактные игры направлены на создание особенной связи с малышом, это самый естественный путь развития.