Главная » Главная » Не ходите, дети, в Африку … Или необходимые запреты

Не ходите, дети, в Африку … Или необходимые запреты

mozhno-li-zapreshat-rebenku

Как научить ребенка избегать опасностей и находить выход из сложных ситуаций?

Познавать окружающий мир — занятие интересное, но рискованное. Можно упасть, обжечься, заблудиться… И как бы нам ни хотелось, мы не можем постоянно быть рядом и преду­смотреть все ситуации, в которых способен оказаться маленький исследователь.

Опыт — сын ошибок трудных

Часто, думая о безопасности ребенка, родители начинают чрезмерно опекать его, лишая тем самым возможности проявить инициативу, научиться действовать в нестандартной ситуации. На самом деле в этом случае взрослые скорее больше заботятся о своем спокойствии. В результате именно „опекаемые” дети в опасный момент оказываются наименее защищенными. Важно не изолировать кроху от различных угроз, а развить у него способность предвидеть и избегать их.
До полутора-двух лет опека мамы малышу действительно необходима. Для нормального развития важно, чтобы у ребенка в этот период была возможность спокойно исследовать окружающее пространство. Задача родителей заключается в том, чтобы создать среду, в которой непоседа сможет действовать самостоятельно и при этом находиться в безопасности. Если не предоставлять ребенку свободу, он, конечно, сможет выучить, что можно, а что нельзя, но при этом не получит собственного опыта. Это не означает, что нужно лишить маленького человечка родительской поддержки. Важно просто научить его рассчитывать на собственные силы.
Не спешите помогать крохе, если он неловко пытается забраться на диван. Для ребенка намного полезнее, если вы лишь слегка поддержите его.

Повторение — мать учения

Дети значительно лучше воспринимают и запоминают то, что они смогли ощутить сами, чем то, что им многократно повторяют взрослые. Поэтому, развивая у ребенка навыки безопасности, старайтесь задействовать его органы чувств и избегайте общих рассуждений.
Важно, чтобы объяснения были наглядными. Хороший способ показать опасность — изобразить ее последствия на се­бе. Артистично отдерните руку от горячей плиты, показав, как вам больно.
Обязательно поясняйте причины устанавливаемых запретов. Важно, чтобы ребенок понял, что вы не разрешаете ему что-то не потому, что вы так хотите, а потому, что это опасно для его здоровья.
Не рассчитывайте на то, что кроха сразу усвоит ваши объяснения. Для того чтобы их запомнить, малышу необходимо периодическое повторение.
Для того чтобы выявить „пробелы”, устраивайте небольшие проверки. Например, сделайте вид, что забыли, на какой сигнал светофора переходят дорогу, и попросите кроху, чтобы он вам подсказал.

Пример для подражания

Дети наблюдают за поведением взрослых и стремятся во всем им подражать. Поэтому, для того чтобы научить ребенка правилам безопасности, родителям прежде всего нужно соблюдать их самим.
Пересмотрите свои привычки с точки зрения безопасности. Никогда в присутствии малыша не переходите дорогу в неположенном месте, не оставляйте дверь незапертой, не ешьте немытых фруктов.
Старайтесь не совершать действия, противоречащие тому, чему вы учите ребенка. Запрещая что-либо брать у незнакомых людей, не разрешайте и в вашем присутствии принимать угощение от незнакомой тети, воскликнувшей: „Какой очаровательный малыш! Возьми конфетку!” Вежливо извинитесь и поясните причину отказа.

Повседневная практика

Безопасное поведение должно стать для ребенка привычкой. Выработать ее мгновенно нельзя. Поэтому используйте для этого каждый удобный случай, ненавязчиво проводя небольшие уроки по правилам безопасности. Главное, чтобы они не были похожи на скучные лекции.
По дороге в детский сад предложите крохе посоревноваться в бдительности: ищите потенциальные опасности и рассказывайте, как их преодолеть. Вот велосипедист едет прямо по проезжей части, мама выходит из лифта раньше, чем малыш, дети съезжают по перилам.
Во время игры обучение проходит совсем иначе. Устанавливаемые правила воспринимаются значительно легче и вызывают меньше протеста.
Изучая окружающий мир, ребенок руководствуется в первую очередь любопытством. У него наверняка возникнет желание попробовать нарушить запрет. Дайте ему возможность потрогать нагревающийся (а не раскаленный) утюг, опрокинуть стакан с теплой водой (а не с кипятком). Ребенку необходимо учиться рисковать, но пусть это происходит под вашим контролем.

Как в сказке

Увлекательным пособием для изучения основ безопасности являются сказки и мультфильмы. Самона­деянный Колобок, неосторожные козлята, доверчивая Красная Шапочка… Обсудите их поведение с ребенком и спросите, как бы он поступил в таких ситуациях.
Предложите малышу придумать более веселый финал для любимых сюжетов. Так он разовьет воображение и научится находить выход из трудных ситуаций.

Строгие запреты

Обучение навыкам безопасности неразрывно связано с запретами, которые дети очень не любят. Как добиться соблюдения установленных ограничений?
Составьте список строгих запретов, главное, он не должен быть слишком длинным. В противном случае кроха перестанет их воспринимать. Например, со спичками, как и с плитой, баловаться нельзя. Но спички можно просто убрать в недоступное для малыша место.
Реже используйте слово „нельзя”. Если взрослых оно настораживает, то у детей вызывает любопытство и горячий протест. Чтобы избежать непослушания, говорите, как нужно поступать, а не как нельзя. „Нельзя трогать горячий чайник!” замените на „Горячий чайник трогать опасно! Можно обжечь руку”.
Строгие запреты должны действовать всегда. Вчера самому включать телевизор было нельзя, а сегодня можно, потому что мама устала? Такое поведение дезориентирует ребенка — если не запрещено иногда, значит, не запрещено всегда.

Текст: Юлия Шлыкова, консультант — Ольга Данилова, детский психолог

Оставить комментарий