Вредные мультики

Portrait of a boy vacantly staring. He is engrossed in TV.

Австралийский фотограф Донна Стивенс сняла десяток 3–4- летних детей, сидящих перед телевизором. Проект получил название Idiot Box. Участники съемок на фото выглядят как зомби – они будто впали в кому и переключают каналы с пустым выражением лица, неосознанно поглощая с экрана картинки, которые меняются без всякой логики каждую секунду. Еще одно доказательство того, что какими бы добрыми и светлыми ни были мультики, чем меньше телевизора в жизни малыша, тем лучше.

С летних каникул, проведенных у бабушек вдали от Алматы, дети вернулись менее привязанными к телевизору. Но мы с женой понимали, что это ненадолго.

Перед возвращением сыновей подумывали вообще отключить ТВ, но пришли к выводу, что и нам самим „ящик” иногда нужен, и отвлечь младшего он помогает: например, когда есть срочные дела – домашние или связанные с работой. Еще одним аргументом в пользу сохранения телевидения стала мысль о том, что альтернативой „телику” едва ли станут книги и развивающие игры – скорее всего, ею окажется компьютер, а телевизор из двух зол мы посчитали меньшим. И если отказаться от телевидения мы пока не готовы, нужно фильтровать поток информации, который предлагают детские каналы.

Правильный „Том и Джерри”

Первый шаг был сделан еще весной – был удален Cartoon Network. Не помню, что послужило конкретной причиной. Но претензии к этому каналу зрели давно. Несмотря на то что некоторые мультфильмы были у нас в белом списке. В моем личном топ-листе на первом месте был старый и хоть не всегда, но добрый сериал „Том и Джерри”. Для моего поколения, выросшего на 16 выпусках „Ну, погоди!”, в свое время этот мультсериал стал открытием: сюжет знакомый, но ситуации куда более комичные. Жаль, что в последнее время на Cartoon’е его показывали нечасто и к тому же в отредактированном виде. Впервые столкнулся с редакцией еще в 2006-м, когда купил диск „Том и Джерри” для первого сына (да и для себя, что скрывать). В угоду современным представлениям о политкорректности из некоторых серий грубо удалили кадры, на которых кот или мышонок комично изображались в образе негритят. Общего впечатления от сериала, это, конечно, не испортило, но на секунду я почувствовал себя маленьким мальчиком, которому сообщили, что на самом деле Деда Мороза не существует – какие-то дяди за меня решили, что мне нужно видеть, а что нет. Откорректированный „Том и Джерри” вспомнился, когда поползли слухи о том, что из-за нового российского закона „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” телеканалы ограничат показ „Ну, погоди!”: якобы из-за сцен насилия и курения. Хорошо, что дальше слухов дело не пошло.

Цензура в действии

Из репертуара Cartoon Network не было претензий ни к BenTen’у, ни к Lego: Star Wars, ни к „Дому вымышленных друзей мадам Фостер”. Но иногда дети „на автомате” смотрели и все остальное и переключались на другой канал или вообще выключали телевизор только после
команды со стороны взрослых. А это „остальное” было далеко от моих представлений от информации, не причиняющей вред здоровью и развитию детей. Как человеку, считающему себя творческой личностью, цензура мне неприятна. Но как отцу пришлось брать на себя обязанности цензора – того самого дяди, решающего, что такое „хорошо” и что такое „плохо”.

Причем я стал цензором в самом нелицеприятном обличье – не смог ограничить доступ детей к контенту, который считаю для них вредным, и выключил весь канал. Пообещал, что на время, но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Так до сих пор и живем без Cartoon Network. Хотя условием возвращения канала я назвал детям соблюдение некоторых правил при просмотре других детских каналов. С младшим договоренность – если игрушки не разбросаны по комнате, валяй смотри мультфильмы. Правда, в этот момент наступает пора задуматься о том, чем занять его через полчаса, чтобы отвлечь от телевизора. Если же игрушки валяются: сначала собираешь, потом мультики. Обычно он не собирает, но и на мультиках не настаивает. Со старшим пришлось договариваться более подробно, так как он пострадал больше, чем младший, – у того ведь есть „Карусель” со „Смешариками”, „Машей и Медведем” и TiJi со Свинкой Пеппой и пингвиненком Пороро, а у старшего остался только Nickelodeon.

Правила были установлены такие:
1. Телевизор можно смотреть, только когда сделаны все уроки и дела по дому;
2. У младшего есть право вето на переключение;
3. На Nickelodeon’е выбираем 2–3 сериала, которые смотрим, остальное – нет.

В итоге остановились на „Черепашках-ниндзя”, „Сэм и Кэт” и „Губке Бобе”. Последний пункт кто-то, возможно, посчитает спорным – Губка весьма странный персонаж. Но, во-первых, я в детстве тоже смотрел мультики, которые даже в телепрограмме обозначались как „для взрослых”. От детских они отличались более глубоким смыслом и большим драматизмом. В „Губке” нет ни того, ни другого – на вид тупая американская комедия с плоским юмором. Но каким бы абсурдным ни был мир вокруг, Квадратные Штаны остается простым добрым парнем. Во-вторых, я не считаю „Губку” шедевром, но, на мой взгляд, он лучше, чем некоторые советские мультфильмы 50 – 60-х, прошедшие современный ремастеринг – с синтезаторной озвучкой вместо живых оркестровок.

Текст: Антон Кузнецов

1 комментарий

  1. Евгения Андреева

    Да. …. хорошая статья, и правда этот канал CN ужасный. С этим я полностью согласна.

Оставить комментарий