Главная » Главная » Тычет в книжку пальчик

Тычет в книжку пальчик

папа читает

Дети, которые сегодня читают книги, в будущем будут управлять теми, которые смотрят телевизор” – эта фраза, прочитанная пару месяцев назад, заставила меня в очередной раз попытаться приобщить сына к чтению…

Возможно, кто-то считает эту мысль спорной: на дворе XXI век, технологии каждый день совершенствуются, ритм жизни ускоряется, детям столько задают в школе, что в итоге проводить вечера с книжкой – ненужная и непозволительная роскошь. Со всеми этими доводами соглашусь и помещу их на одну чашу весов. А на другую – примеры из своего детства. Я помню свою первую прочитанную книжку – сказку Софьи Прокофьевой „Не буду просить прощения”. Как-то зимой по вечерам мы всей семьей при свечах читали „Евгения Онегина”. Это не был бзик родителей – просто в селе на несколько часов отключали электричество. Можно было играть в карты. Но спасибо маме и папе за привитую любовь к чтению.

1340369808_sweet_baby_03-1024x768

Прикормка, наживка…

Конечно, такими примерами из собственного детства я не смог побудить сына к чтению – только развеселил. Доводы о том, что чтение развивает мозг, учит формулировать мысль, писать грамотно, – слишком абстрактны.

Попробовал исходить из его интересов. Нашел в домашней библиотеке книжку „Звездные войны”. Не пошло. Видимо, дело в том, что после яркого экранного зрелища черно-белая картинка слов на страницах слишком скучна, даже если она описывает сражения в космосе и схватки на световых мечах. Еще одну попытку предпринял, когда сын увлекся коллекционированием солдатиков. Это была целая многоходовая комбинация. Сначала –„прикормка” в виде пластмассовых фигурок. Чуть позже „наживка” – серия журналов „Солдаты Великой Отечественной», которую выпускал издательский дом „Бурда”. Условие было такое: получаешь журнал с солдатиком, прочитываешь журнал – получаешь следующий. В итоге набралась коллекция солдатиков из шести фигурок, но журнал был прочитан один. И то из-под палки.

Любовь к фото

Очередная попытка была предпринята, когда сын получил в подарок от дяди (моего брата) книжку с рассказами Джека Лондона. Это не был подарок „лишь бы что-нибудь подарить”. Книга была вручена со словами: „Мне в детстве очень понравился рассказ „Любовь к жизни”. Прочитай – крутая история”. Я тогда подумал про брата, что семейные чтения при свечах не пропали даром, и решил повторить опыт. „Любовь к жизни” мы начали читать с сыном вдвоем по очереди. И я столкнулся с тем, что третьеклассник читает так, будто сдает скорочтение в первом классе – бегло, но не понимая. В его голове не возникают описываемые ситуации, а действия героев, даже когда дело доходит до экшн-сцен, не складываются в цельную картинку. Ладно, думаю, когда речь идет о пейзажах – я сам всегда засыпал над описаниями природы у Бунина или Чехова… Хотя почему „ладно”? Может быть, это все звенья одной цепи? Будучи еще студентом-филологом, я начал анализировать свое восприятие пейзажей в литературе и обнаружил, что современные авторы на описаниях природы подробно не останавливаются, и значит, дело не только во мне. Цвета неба на закате, игра солнечных бликов на листве после дождя и прочие пейзажные штрихи современного читателя не цепляют. Почему? Тогда я пришел к выводу, что все дело в фотографии. Автор, воспитанный в эпоху живописи, словами писал пейзаж, как художник кистью. Читателю, воспитанному в эпоху фотографии, достаточно прочитать слово „закат”, чтобы представить вид на фото. Не уверен, что мои выводы верны с научной точки зрения, но, по-моему, именно так возникло клиповое мышление, которое мешает сегодняшним детям читать и воспринимать литературу.

knigki_deti

Крутятся клипы

„При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно сменяют друг друга, и требует новых” – так психологи описывают особенности клипового мышления. Телевидение и Интернет стремительно, как космические корабли из „Звездных войн”, атакуют нас разрозненными фактами, литература медленно, как экипаж Чичикова, рисует огромное полотно. Большая скорость восприятия информации – это неплохо. Вопрос лишь в оценке ее качества. Носитель клипового мышления доверчив и подвержен манипуляциям: показали ему, например, пенсионера с синяком и человека в полицейских погонах, вывод – сотрудник полиции ударил старика. С другой стороны, думать медленно – это, действительно, роскошь. Но те, кто создает эффективные клипы (музыкальное видео, реклама, кино) тратят на это много времени, продумывая каждый образ. Вот и получается, что те, кто читал книги, уже сейчас управляют теми, кто не читал. При нынешнем развитии технологий эта тенденция, вероятно, будет только нарастать. Важно научить ребенка переключать скорости, чтобы он умел разбираться – когда стоит поразмыслить, а когда принимать решение быстро.

Сарказм ситуации в том, что фразу про детей читающих и детей, смотрящих телевизор, я прочитал в Интернете. К стыду своему признаюсь, что редко читаю книги. А родительский пример – это мощный инструмент воспитания. Оправдываю себя тем, что, мол, тот, кто знает правила, имеет право их нарушать: иногда я все-таки читаю – по дороге на работу или перед сном. Но сын этого не видит. Зато мы с ним воюем за пульт от телевизора или за место у компьютера. Лучше бы – за электронную книжку… Кстати, вот один из способов примирить в сознании ребенка ретро и хай-тек, литературу и модные гаджеты. И летние каникулы – хорошее время для того, чтобы предпринять еще одну попытку. Так что отключаем электричество, зажигаем свечи, открываем книгу!

Антон Кузнецов

Оставить комментарий