Главная » Главная » Вижу цель!

Вижу цель!

Кажется, что такое качество, как целеустремленность, надо развивать уже в школе. Но лучше начинать это делать еще до того, как ребенок сядет за парту и откроет учебники

Kids playing in professions

Каждый из нас знает таких людей. Тех, про кого говорят: „Хороший человек — это не профессия”. Они и правда хорошие — поддержат добрым словом, если что-то случилось, тонко пошутят, блеснут эрудицией. Только вот в жизни у них все как-то наперекосяк: вроде и умный, и старательный, и учился всегда хорошо, а как устроился после института младшим помощником старшего менеджера, так и работает все на той же должности уже пятнадцать лет.
Или хуже: вроде и неглупая совсем была девочка, а в институт не поступила — не хватило подготовки. Так и перебивается с одной работы на другую — там полгода, здесь несколько месяцев… А хорошая ведь, очень хорошая! Хоть бы замуж кто взял, что ли…

Счастливое детство
Все эти „хорошие, но ни то ни се” обладают одним общим качеством — им не хватает целеустремленности. Не карьеризма и амбиций (без этого, в общем-то, можно прожить), а умения ставить перед собой цели и добиваться их. Такие люди сами толком не могут понять, что им надо. А главное, даже не стремятся разобраться в себе. Плывут по течению, вяло поругивая жизнь и судьбу.
Если, следуя логике известной песни, их жизнь, как кинопленку, „прокрутить на десять лет назад”, можно заметить: у них было счастливое детство. Когда можно жить и радоваться каждому дню, совершенно ни о чем не заботясь. Мама даже все игрушки принесет, перед малышом разложит — играй в машинки. „Я хочу в куклы!” Но: „Мальчики в куклы не играют, играй в машинки!” На следующий день даст кубики, потом — солдатиков. Все как положено — игрушки надо менять.
Обеспечивая своему чаду счастливое „здесь и сейчас”, мама одновременно гарантирует ему сложности „там и потом”. Потому что познавательная активность „в неволе” не развивается. И умение преодолевать препятствия и добиваться своего в тепличных условиях тоже не сформируется.

cocuklarda-zihinsel-gelismi

Кто ты будешь такой?
Как же научить дошколенка думать о будущем? Легко! К примеру, уже с пятилетним мыслителем можно всерьез обсуждать выбор его будущей профессии.
Обращайте внимание малыша на то, какие вообще существуют „работы”. Проведите эксперимент, спросите сына или дочку, какие профессии он или она знает. Наверняка кроха назовет воспитателя детского сада, врача, продавца, водителя… Кого еще? Космонавта? И все…
Начните с тех профессий, которыми владеют ваши родные и друзья. Пусть они сами все расскажут малышу. Чем занимается конструктор судов? За что отвечает логист? Интересно ли работается веб-дизайнеру? Нет ни одной профессии, обладатель которой не смог бы объяснить ее суть пятилетнему крохе. Просите об этом друзей — заодно и сами узнаете много нового.

— Моя младшая сестра — студентка и в свободное время работает бариста в кафе, — рассказывает Ирина, мама шестилетнего Игоря, — признаться, я сама не особо вникала в тонкости ее профессии. Но тут, расширяя кругозор сына, попросила ее объяснить, что именно она делает с кофе. Сестренка стала рассказывать и… даже не знаю, кого ее рассказ увлек больше. А уж когда она продемонстрировала, как делает рисунки на кофейной пенке… Так интересно!

Все профессии важны!
Если вы пришли с ребенком в театр, обратите его внимание на работу не только актеров, но и гардеробщиц, буфетчиц. Гуляете в парке — поговорите о людях, которые обслуживают аттракционы. Конечно, никто не хочет своей дочке карьеры гардеробщицы (эта работа у нас традиционно „пенсионная”), но это и не важно. Главное, чтобы ребенок научился видеть плюсы и минусы каждой профессии.
Не критикуйте выбор, даже если кроха скажет, что лучшая профессия — дворник, потому что целый день можно гулять. Серьезно (дело-то важное!) обсудите все плюсы и минусы выбранной профессии, спросите, что именно привлекает малыша в карьере дворника.

— Когда Стасику было пять лет, он заявил, что хочет работать шофером, — вспоминает его мама Алла. — Я-то готова была видеть сына как минимум главным конструктором автомобильного предприятия. Спросила: „А почему шофером?” Оказывается, „потому что можно на машинах кататься!”. „Но шоферы ката­ются только на тех машинах, что уже сделаны. Может, тебе было бы интереснее самому создавать машины?” Сын загорелся. Он просто не думал, что, прежде чем машина по­явится на дороге, кто-то должен ее спроектировать. Так мы начали говорить о том, какие знания нужны конструктору.

6

Дорожная карта
Конечно, мама вполне могла бы поддержать выбор сына: „Быть шофером? Классно!” Но тогда ей было бы гораздо сложнее помочь своему ребенку научиться целеустремленности. Потому что любая цель предполагает наличие препятствий, которые необходимо преодолеть.
Собственно, любая сказка о том же. Чтобы достичь желаемого, герою приходится сражаться с драконами, стаптывать железные сапоги. Поэтому малыш, которому читали много сказок, легко примет внутреннюю логику целеустремленности: „Хочешь успеха — преодолевай препятствия”. Чтобы эта логика выглядела убедительнее, визуализируйте ее!
Допустим, вы с крохой решили, что главный конструктор автомобилей — интересная профессия. Возьмите лист ватмана (альбомный не подойдет: у вас же глобальная цель!) и нарисуйте на нем дорогу. Широкую, местами извилистую, кое-где ямы и ухабы. В начале дороги нарисуйте фигурку. В конце — цель, которой нужно достичь, скажем яркую машину. Отметьте на дороге, какие препятствия придется преодолеть.

— Мы со Стасиком решили, что для конструктора важно уметь рисовать (сын как раз начал ходить в изостудию), — продолжает рассказывать Алла, — знать устройство автомобилей, хорошо уметь водить (начнем с велосипеда). Все эти „вешки” расположили на нашей „дороге судьбы”. Уже вечером Стасик начал учиться ездить на велосипеде, хотя до этого боялся. Понимаю, что мнение сына еще много раз изменится. Но мне нравится, что он умеет выбирать цель и двигаться в ее направлении.

Текст: Светлана Иконникова, психолог
Total Views: 85 ,

Оставить комментарий