Главная » Главная » СемьЯ

СемьЯ

oaOV0_Pu-fs

В одном слове — целый мир. Оно — как имя, как жизнь. Все однажды переменится, и только оно одно останется неизменным в твоем сердце — ана, анашым.

Родители

Не меньше мамы для малыша важен и папа — аке. В некоторых регионах Казахстана в обиходе обращение — коке. Родителей казахи называют ата-ана или аке-шеше. А рядом, как правило, бабушка — аже и дедушка — ата. И на каком бы языке мы ни говорили, покинув отчий дом и оказавшись в дальней дали, своих аташку и ажеку называем только так. Внуки для ата и аже — это немере, правнуки — шебере, а некоторым бабушкам и дедушкам выпадает счастье увидеть и своих праправнуков — немене.
Особое положение в семье занимает вроде бы и не кровная, но самая что ни на есть близкая ребенку женщина — кындык шеше, вторая мама, это как крестная мать: раньше ей доверялось перерезать пуповину новорожденному, а сейчас она чаще всего встречает малыша из роддома. Иногда пуповину перерезали мужчины, и тогда они получали титул кындык ага.
В казахских семьях редко бывает только один ребенок. Для каждого из членов семьи в казахском языке есть отдельное обращение. Например, младшие уважительно называют старшего брата ага, старшую сестру — апке или апа. К младшему брату обращаются ыным или бауыр, бауырым. Младшая сестра для старшей — сынли, а для брата она — карындас. Казахи говорят: „Агасы бардын — жагасы бар, ынысы бардын — тынысы бар” („Имеющий старшего брата обретает защиту, опору, а имеющий младшего брата обретает спокойствие”). Старший, как правило, заботится о младшем брате, а младший во всем помогает старшему.
Кровных родственников называют быр туган или просто туган. Дети одной семьи зовутся агайындылар. К примеру, фраза „нас в семье четверо детей” будет звучать: „Отбасыда быз торт агайындымыз”.

Родственники

Невозможно представить казахскую семью без многочисленных родственников. Родственников по отцовской линии называют оз журтым, а по материнской — нагашылар. Поэтому иногда в обращении к бабушке или дедушке со стороны мамы для ясности добавляют это слово. Например, бабушку называют нагашы аже, а дедушку — нагашы ата. Ребенок или дети невестки для ее родни — жиен, и они имеют исключительное право требовать от нагашы для себя особых почестей и подарков. Жиен щедро одаривают мамины родственники.
Дети родных братьев вольны обращаться друг к другу так же, как и к родным братьям и сестрам: ага, апке, ыны, карындас. А вот дети сестер в казахской семейной иерархии приходятся друг другу боле. Казалось бы, те же двоюродные, да не совсем те!
Дети взрослеют, заводят свои семьи, и у них появляются новые родственники — родственники мужа или жены — кайын журт.

Обрастая новой родней

Родственники как со стороны жениха, так и со стороны невесты приходятся друг другу кудалар — сватами. Надо отметить, что у казахов особое отношение к кудалар. „Куда — мын жылды, куйеу — жуз жылдык” — „Если зять на сто лет, то сват — на тысячу лет”, — гласит казахская пословица. Или еще: „Куданы Кудайдай кут” — „Сваты — от Бога”. Это всегда самые почетные и дорогие гости. Куда — сват, кудаги — сватья. От взаимопонимания и дружбы кудалар часто зависит и семейная жизнь молодых.
Теперь родители сына приобретают новый статус — свекра и свекрови, и для снохи они — ата и ене.
Невестку, пришедшую в семью, младшие братья и сестры мужа называют женге, старшие — келин. Муж старшей сестры становится для родственников жезде, младшей — куйеу бала.
Жены братьев друг для друга — абысын. Раньше снохам приходилось жить под одной крышей, и было очень важно умение ладить друг с другом: „Агайын тату болса — ат коп, абысын тату болса — ас коп”, что в переводе значит „Братья дружны — множатся кони, снохи дружны — множится угощение”. Эта пословица хороша и для наших дней: пусть братья живут в разных домах, мир важен для всей большой семьи.
Мужья сестер приходятся друг другу бажа — свояками. А уж свояки всегда найдут общий язык между собой!
Уходит в прошлое традиция общего шанырака, когда вместе жили родители, дети, внуки. Но раздельное проживание вовсе не значит, что ослабевают родственные связи. И на очередное торжество вся большая казахская семья с кудалар вновь соберется вместе. И вот тогда важно знать, кто кому кем приходится, кого как надо называть и кто с кем за каким столом будет сидеть. Мир вашему дому, агалар!

Текст: Айя Асылжан

Total Views: 5097 ,

Оставить комментарий