Главная » Главная » Ты уже вырос, малыш!

Ты уже вырос, малыш!

razmer-nogi-rebenka-po-vozrastu2

Казалось бы, еще вчера мать укладывала дитя в кроватку, напевая колыбельную.  А сегодня ребенок уже без посторонней помощи топает своими маленькими ножками.

У разных народов определенные этапы взросления малыша считаются очень важными и отмечаются как праздник. У казахов, наряду с обрядами „Бесик той” („Укладывание в люльку”), „Кыркынан шыгару” (обряд, проводимый, когда малышу исполняется 40 дней), „Тусау кесу” („Перерезание пут»), очень значимыми являются обычаи прокалывать уши девочкам и сажать на коня будущего жигита — „Кулак тесу” и „Ашамайга мингизу”.

„Кулак тесу”

1

Девочкам от 3 до 5 лет казахи прокалывали мочки ушей и вдевали в них шелковые нити. Когда ушки заживали, нити убирали и вместо них вдевали маленькие серебряные сережки с перламутром (таном) или просто из серебра. Этот обряд у казахов означал различие полов. Существовала поговорка: „Кулак тесу — кыздын сундеты”. То есть по значимости обряд прокалывания ушей приравнивался к обряду обрезания у мальчиков.  Это была своеобразная инициация для девочек, подтверждающая их пол и то, что они уже подросли. После совершения обряда родственники устраивали праздник в честь дочери и приглашали в дом гостей.

Родители, которые долго были бездетными, прокалывали дочкам уши раньше — уже на третий год.  Таким образом, девочке обеспечивали долголетие. Вообще, серьги у казахов являлись важным атрибутом не только для девочек. Порой их вдевали и будущим жигитам. Если в семье мальчики не выживали, то ребенку мужского пола прокалывали уши и вдевали серьги, чтобы обмануть духов, как бы говоря: „Смотри — у ребенка  серьги в ушах. Перед тобой девочка!” Считалось, что духи равнодушны к девочкам и свое зло направляют на представителей мужского пола.

На коне!

2

В три года мальчикам дарили  ашамай. Это деревянная конструкция, имитирующая седло. Основание ашамая состояло из перекрещивающихся планок, которые надежно удерживали ребенка, не давая ему упасть. Сидя в ашамае, малыш привыкал к тому положению, в котором он будет находиться сидя на коне.

В 6—7 лет мальчику уже дарили коня и проводили обряд „Ашамайга мингизу”.  В руки ребенку торжественно вкладывали камчу и сажали на послушного коня, провозглашая, что отныне малыш становится жигитом. На  коня, который должен был быть примерно одного возраста с мальчиком, надевали уже  знакомое малышу седло.  Роль стремян в ашамае выполнял тепкишек —  переметная сумка из кошмы, которую для красоты обшивали тканью. Еще одна составная часть ашамая — колтырмаш — палка, соединяющая переднюю и заднюю стороны ашамая. Мальчика наряжали, на голову надевали шапку с султанчиком из перьев филина.  Малыша сажали на коня, ножки  засовывали в тепкишек, поясницу обматывали тонким одеялом и привязывали к колтырмашу, чтобы не болело тело. Из толпы собравшихся выходил уважаемый человек и говорил: „Потуже привяжите колтырмаш ашамая, пусть ребенок в дороге не устанет”.

Мальчик, сидя на лошади, вытягивал руки перед собой и просил у аксакалов благословения. Бабушки и дедушки осыпали его сладостями. У казахов есть пословица: „Когда шестилетний малыш садится на коня, даже 60-летний выходит его поздравить”. Так проявляли уважение к мальчику, который стал жигитом. Один из старших мужчин  брал коня под уздцы и вел по аулу. Маленький наездник приглашал всех жителей на праздник. Люди подвязывали к гриве лошади или седлу лакомства, отрезы ткани и другие подарки. Позже гости приходили в дом к родителям малыша на праздник в его честь.

Современные родители также могут организовать праздник в честь важных событий в жизни ребенка.

Текст: Марина Сапрыгина, консультант — Шайзада Тохтабаева, доктор исторических наук, г.н.с. Института востоковедения им. Р.Б.Сулейменова

Total Views: 4982 ,

Оставить комментарий