Главная » Главная » Тест: Какая самооценка у ребенка?

Тест: Какая самооценка у ребенка?

Нарисуйте импровизированную лесенку (см. рисунок ниже) и попросите малыша: „Посмотри внимательно на лесенку. Если на ней расставить всех детей, то на самых верхних ступеньках (покажите три верхние) окажутся самые хорошие дети: послушные, добрые, сильные, здоровые, и чем выше, тем они лучше. На самых нижних ступеньках окажутся самые плохие, непослушные, злые и слабые дети, — чем ниже, тем они хуже. А вот на средней ступеньке (покажите ее) оказываются дети самые обычные, и не плохие, и не хорошие”.

Задайте ребенку 2 вопроса:
1. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?
2. Как думаешь, на какую ступень тебя поставит мама? (Папа, бабушка, дедушка, воспитатель — кто-то очень близкий и важный).

risovannye-malchik-i-devochka-nas-stupenkah-1

Первая ступенька
Неадекватно завышенная самооценка
Если ребенок ставит себя на самый верх не раздумывая, говоря, что он „самый лучший”, и при этом уверен, что и взрослые поместят его на ту же ступеньку, — у вас подрастает маленький воображала.

Первая—вторая ступеньки
Высокая самооценка
После размышлений он ставит себя на высокие ступеньки, замечая, что все-таки иногда у него есть промахи („Я конечно очень хороший, но у меня не всегда получается помогать маме, потому что ленюсь”).

Третья ступенька
Адекватная самооценка
Малыш обдумывает задание и объясняет свой выбор, ссылаясь на реальные примеры и достижения. Значит, у ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет анализировать свои поступки: „Я хороший, потому что я помогаю маме”.

Четвертая ступенька
Нестабильная самооценка
„Я и ни хороший, и ни плохой, потому что бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика кричу)”. Это говорит о проблемах во взаимоотношениях в семье или с другими значимыми взрослыми. У ребенка нет уверенности в собственных силах, не хватает поддержки. Он и сам не очень понимает, какой же он, — и не может поставить себе оценку.

Пятая—шестая ступеньки
Заниженная самооценка
Малыш помещает себя вниз и аргументирует примерно так: „Я всегда делаю все плохо”, „в садике и дома на меня всегда ругаются”. Часто такая оценка носит ситуативный характер (поссорился с кем-то, не получается какое-то дело), — важно повторить тестирование в другой день.

Седьмая ступенька
Низкая самооценка
Он уверен: „Я плохой”. Часто это связано с целым комплексом негативных воздействий (в семье, саду). Ребенок чувствует себя ненужным, нет людей, которые безусловно поддерживают, а ведь это как раз задача родителей.

ВАЖНО!
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности часто отказываются проходить тест, отвечая на вопросы: „Не знаю”. Предложите ребенку оценить не себя, а свои игрушки. Возьмите несколько разного пола: с одной малыш ассоциирует себя, с другими — важных взрослых.

На какую ступеньку, по мнению малыша, его поставит значимый взрослый? Это расскажет об отношениях с ним

Для нормального, комфортного самоощущения малыша (а оно связано с чувством защищенности), важно, чтобы он был уверен: кто-то из взрослых поставит его на самую высокую ступеньку.
Вот пример благоприятного расклада: ребенок ставит себя на вторую или третью ступеньку, а мама (или папа), по его мнению, помещает его на самую высокую. Аргументы такие: „Я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня отправит наверх, потому что очень любит”. Ответы такого типа свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует поддержку и полное приятие, а это необходимое условие для нормального развития.
Если разница в оценках (своей и взрослого) составляет более одной–двух ступеней, это говорит о трудностях во взаимоотношениях. У ребенка может развиться гиперответственность, он будет стремиться доказать свою значимость и пытаться соответствовать высоким ожиданиям. А это часто приводит к обесцениванию собственных достижений и агрессии к взрослому, если не удается добиться его похвалы. Малышу явно нужно уделять больше внимания.

Total Views: 2719 ,

Оставить комментарий