Главная » Календарь развития » Первые шаги » Следы на песке или Чао, плоскостопие!

Следы на песке или Чао, плоскостопие!

nice legs of a pretty wonam walking in water with her baby

Малыш пробежал босиком по песочку и оставил цепочку следов. Мама удивляется: как ножка за год выросла у детки, прошлым летом отпечаток был гораздо меньше! А ортопед посмотрит и скажет: у этого ребенка стопа плоская, у того — полая

Часто детки жалуются маме: „Ножки болят!” Мамы считают, что они все выдумывают, а ведь такая боль — косвенный признак плоскостопия! Малыш не опишет вам в деталях, как и где именно ему больно, потому что просто не найдет нужных слов. А вот ортопеду не нужно расспрашивать его, чтобы узнать, что чувствует ребенок. Характер и локализация неприятных ощущений вытекают из самого диагноза! Помимо ноющей боли в стопах, мышцах голени и бедра, а также в пояснице во время ходьбы (а в дальнейшем — и при стоянии) у деток с этой проблемой возникает быстрая утомляемость ног, также нетипичная для детского возраста.

Архитектура сводов

Малыши — большие непоседы. Почти все время, свободное от сна и еды, они проводят на ногах. Чтобы ходьба, беготня и прыжки не превращались в серию бесконечных сотрясений и микроударов по позвоночнику, передающихся внутренним органам и головному мозгу, природа так устроила, чтобы ножки амортизировали удары, как батут, на котором так любит скакать ребенок. Чтобы стопа могла выполнить эту свою батутно-рессорную функцию, в норме малыш должен опираться каждой стопой не на всю ее поверхность, а лишь на три точки: пяточный бугор и головки первой и пятой плюсневых костей (они расположены там, где начинаются большой палец и мизинец). Три свода стопы (внутренний — от пяточного бугра до головки первой пястной кости, наружный — от пяточного бугра до головки пятой пястной кости и поперечный, который располагается между головками первой и пятой пястной костей) — вот те три рессоры, которые делают ходьбу комфортной в любом возрасте. Если они проседают или изначально формируются неправильно, как это обычно бывает у детей, развивается плоскостопие.

Оно, кстати, бывает трех видов (в зависимости от того, какой из сводов „просел”): поперечное, продольное или же смешанное, представляющее собой сочетание обеих этих форм. В первом случае уплощается поперечный свод стопы, а ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на первую и пятую, как это бывает в норме. Во втором — распластывается продольный свод, в результате чего стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. Ну а в третьем она становится плоской в обоих направлениях.

С младенческих ногтей

Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным. У новорожденных стопа плоская, а ее своды начинают формироваться с того момента, как малыш начинает вставать на ножки, а заканчивается этот процесс не к яслям и даже не к школе, а лишь к совершеннолетию!

Но что же мешает стопе приобрести нужную форму? Слабость мышц и связок, которые поддерживают и укрепляют ее своды. Некоторым деткам не повезло с наследственностью: если у кого-то из родителей стопы плоские, ребенок может пойти в него. Неблагоприятно влияют на связки, поддерживающие свод стопы, повышенные нагрузки, в том числе даже обычные статические. Если ваш малыш слишком рано встал на ножки и начал ходить до года или сделал свои первые шаги в срок, но босиком либо в пинетках с плоской подошвой, которые физиологичной обувью никак не назовешь, значит, он с самого начала был на пути к плоскостопию!

Плоские стопы не только распластываются по поверхности, но и разворачиваются носками наружу, а внутренними краями — внутрь, превращаясь из амортизатора в подобие грубой колодки. Чтобы этого не случилось, взрослые должны заниматься профилактикой плоскостопия у ребенка на протяжении всего его детства, но особенно активно — в первые 5–6 лет жизни!

topaet_malysh_4

В чем опасность?

Деформированная стопа не в состоянии смягчать толчки и удары при ходьбе: каждый шаг, а тем более прыжок приводит к микросотрясению головного мозга и всех остальных органов, что, мягко говоря, не идет им на пользу!

Страдает и детская осанка. Голени и колени разворачиваются внутрь, при этом таз наклоняется вперед. На изменение его положения реагирует позвоночник: его физиологические изгибы — вперед в поясничном и шейном отделе (лордоз) и назад в грудном (кифоз) — патологически усиливаются, создаются условия для искривления позвоночника. В результате ребенок с плоскостопием как минимум сутулится, а как максимум — имеет сколиоз. Из-за нарушенного положения таза и грудной клетки внутренние органы смещаются.

тест: проверка на пляже

  1. Разровняйте песок так, чтобы получился прямоугольник размером примерно с лист бумаги формата А4.
  2. Возьмите малыша под мышки и поставьте на подготовленный вами участок, проследив, чтобы тот одновременно наступил на песок обеими стопами. Ножки малыша должны стоять вместе, спинка — прямая!

Очень важно, чтобы нагрузка на стопы распределялась равномерно: именно поэтому вариант, когда ребенок сам шагает в центр прямоугольника, не подходит — ведь при этом он переносит вес тела сначала на одну стопу, а потом приставляет к ней другую. В результате след от ведущей (обычно правой) ноги бывает глубже и шире, он как бы имитирует плоскостопие, а вторая стопа даже при его наличии выглядит нормальной.

  1. Снимите ваше чадо с песка таким же образом, каким и поместили его туда, — приподняв за подмышки — и проанализируйте отпечаток. Для этого:

кончиком указательного пальца проведите две прямые линии — первая должна пройти по внутренней стороне каждого следа, со­единяя верхний и нижний край выемки, образованной основанием пальцев и пяткой;

перпендикулярно к этой линии проведите другую так, чтобы она пересекала выпуклость свода стопы в самом глубоком месте.

гимнастика для стоп

Ежедневно выполняйте с малышом специальный комплекс, разработанный ортопедами для укрепления свода стопы. Делать зарядку для ножек можно в любое время дня, но лучше утром, повторяя каждое упражнение 3–4 раза

Лежа на спине

  • Пусть ребенок вытянет руки вдоль туловища и выпрямит ножки, а затем сгибает и разгибает пальчики.
  • Попросите его представить, что вместо больших пальцев ног у него по карандашу: пусть нарисует ими круг, вращая стопами внутрь. Сначала левой и правой по отдельности, а потом обеими ножками вместе, если получится.
  • Дайте в ноги мячик (лучше специально сшитый набивной) — пусть возьмет обеими стопами и попробует опускать и поднимать его!

Лежа на животе

  • Ручки вдоль туловища ладонями вниз, прямые ножки вместе. Малышу нужно по очереди медленно приподнимать то правую, то левую. Подъем — вдох, возвращение в исходное положение — выдох.

Сидя на стуле

  • Ножки на ширине стопы, ладони на коленях. Приподнимаем носки стоп, сгибая пальцы, а затем опускаем, разгибая их.
  • Становимся на пятки, отрывая от пола носки, а потом опускаемся на носки, приподнимая пятки.
  • Стопы вместе, а между коленками нужно вставить маленький мячик. Приподнимаем внутренние края стоп, прижимая наружные к полу.
  • Разбросайте вокруг стула карандаши и предложите ребенку захватывать их по одному пальцами ног.

Текст: Иван Белокрылов, консультант — Валентина Ковбасюк, кандидат медицинских наук,
детский ортопед

Total Views: 1795 ,

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика