Главная » Главная » Наказания… с любовью «за» и «против»

Наказания… с любовью «за» и «против»

2

Мы живем не в идеальном мире: к сожалению, поведение ребенка порой далеко от желаемого. Но как быть в ситуации конфликта? Наказывать, чтобы подобное не повторялось впредь? Или принять, что наказания неэффективны, и искать какие-то иные пути сотрудничества?

Об этом — размышления наших экспертов.

Мнение „за”

Мария Гуданова, член Международной ассоциации консультантов по естественному вскармливанию:

Слово „наказание” ассоциируется у многих с агрессией, с действиями безжалостного судьи, выносящего приговор обвиняемому, и со слезами малыша, в чьем сердце растет ненависть к наказывающему. Родитель в подобной роли чувствует себя неуютно, поэтому избегает наказывать ребенка. А зря! Потому что наказание — это ни в коем случае НЕ насилие и надругание над ребенком. Смысл этого слова хорошо раскрывается через его грамматический корень — „наказ”. То есть назидание, вразумление, наставление и указание вектора действий.

Не только научить наших детей выживать, но и передать им знания, умение работать, привить нормы нравственности и правила поведения в социуме. И наказания — лишь один из воспитательных приемов наряду с объяснениями, обучением, уговорами, сочувствием и поддержкой, переключением внимания, разрешением самой жизни преподать урок ребенку и т.д.

Мнение „против”

Вита Малыгина, психолог:

Лично я не наказываю детей. Я и психологом стала, чтобы с полным правом на основе полученных знаний утверждать: в наказании детей нет смысла! Наказание как средство воспитания практикуется тысячи лет. Но мир как был, так и остался несовершенным. Детей наказывают и наказывают, дети бесчинствуют и бесчинствуют, а многие взрослые все равно, не боясь наказания и в надежде, что на этот-то раз точно пронесет, все нарушают и нарушают законы… Получается, наказание не исполняет воспитательную функцию. Но некоторые родители все еще верят, что с помощью наказания можно что-то исправить, привить, от чего-то уберечь или предостеречь, чему-то научить.

Естественные последствия

Прежде чем отговаривать вас от наказания, подчеркну: наказание наказанию рознь. Даже в разных словарях смысл этого слова объясняется несколько по-разному. Читаем у Брокгауза и Эфрона: „Наказанием в самом общем смысле называется внешнее последствие, связываемое с нарушением запрета или приказа и составляющее для нарушителя чувствительное зло, принуждение, направленное против его воли”. А вот в толковом словаре Ушакова: „Наказание — это взыскание, налагаемое имеющим право, власть или силу на того, кто совершил преступление или проступок; кара”.

Мне кажется, наказание, о котором идет речь в определении Брокгауза и Эфрона, в родительской практике существует как „наказание естественными последствиями”. Если ты не собрал игрушки вовремя, то естественно, что нам осталось меньше времени на прогулку. Если ты вечером долго не хотел идти спать, то читать мы будем не две главы, а одну, потому что надо лечь вовремя. Вот в такой форме наказание даже неизбежно именно потому, что у поступков всех людей есть свои следствия. Даже если отношения с ребенком строятся на основании договора, то если малыш свою часть договора нарушает и родитель не исполняет свою, это и будет наказанием. Оно позволит детям получать опыт и учиться на собственных ошибках.

Бессмысленные запреты

В определении из словаря Ушакова речь идет о наказании, которое налагает некто, имеющий право, власть или силу. На практике: детей ставят в угол, не пускают гулять, запирают в одиночестве, запрещают смотреть мультфильмы или общаться с друзьями… И вот этот вид наказания кажется мне бессмысленным, ненужным и даже вредным. Почему?

Позиция человека, который наказывает исходя из своего положения власти и силы, опасна и вредна для любых отношений, а тем более для отношений между детьми и родителями. Если у меня в руках безраздельная власть над жизнью другого, я рискую потерять контроль над своими эмоциями, теряю способность отличать свои враждебные импульсы от чувства справедливости. Родители — обычные люди, они не застрахованы от всего этого.

Главное умение, которое оттачивает ребенок, если его воспитывают с помощью наказания, — это умение обманывать, скрывать свои намерения и хитрить. Ибо любой человек стремится избежать неприятного, обидного, болезненного. Если вы хотите научить детей лгать, перестать им доверять и потерять их доверие, то наказание как раз хороший способ этого добиться.

strah_nakazaniya

Редко кто из детей встречает наказание, так сказать, с открытым забралом. Но и в этом, мне кажется, нет ничего особенно хорошего: получается, что человек заведомо готов терпеть некие действия, которые нарушают его психологическую (или даже физическую) целостность. Получается, малыш привыкает считать, что такое насилие — норма. И тогда он становится уязвимым для любого, кто объявит себя царем горы или просто царем. Если вы хотите, чтобы в будущем любой, кто объявит себя главным, смог вертеть вашим ребенком по своему усмотрению, то наказывайте сколько хотите и добьетесь результата.

Наказание избавляет от ответственности. Всегда есть высшая сила, которая знает, что со мной делать, если я нарушаю правила, если я делаю что-то недопустимое. Вот пусть эта высшая сила и заботится о том, чтобы контролировать меня. А если этой силы вдруг в какой-то момент не окажется рядом, тогда-то я уж развернусь во всю ширь — ведь наказывать меня некому. Если вы планируете вырастить безответственного человека, то наказывать его надо как можно чаще.

По-моему, даже этих доводов вполне достаточно, чтобы не наказывать детей!

Total Views: 1292 ,

Оставить комментарий