Главная » Главная » Мама, я сам!

Мама, я сам!

Когда кроха, надевая ботинки, говорит: «Я сам(а)!» – не торопитесь предлагать ребенку свою помощь. Задумайтесь, что важнее: вовремя выйти из дома или дать малышу шанс одеться самому?

2462detfet

Вы наверняка, как все мамы, мечтаете о том, чтобы ваш малыш вырос счастливым и успешным человеком. А для этого ему предстоит многому в жизни научиться. Например, нести ответственность за свои слова и поступки. Качество это не дается ребенку с рождения, оно развивается с годами. Увы, часто мы делаем все для того, чтобы малыш вырос несамостоятельным и не­уверенным в себе. Все потому, что мы лучше знаем, что ему нужно есть, в какие игры играть, с кем дружить и т. д. И если однажды мы говорим ребенку: «А теперь давай сам!» – он недоумевает: «С чего бы это?» Ведь он ничего сам до этого «не мог, не делал и не умел». Так с какого же возраста возникает ответственность и с какого возраста можно ее в ребенке взращивать?

Мамин помощник
Пусть бабушки-дедушки охают и ахают: мол, он же еще маленький. Мы с вами знаем, что даже полуторагодовалый ребенок может иметь свои обязанности по дому. Например, складывать игрушки в ящик. Заметь, это уборка вместе с ребенком, а не вместо него! Мало того, все «работы» могут стать интересным для малыша делом. Просто в дела нужно играть. Например, «если ты ложишься спать в кроватку, то машинки хотят спать в гараже». И устройте с ребенком гараж в коробке.
Сначала вы приучаете малыша убирать все игрушки на место. Постепенно будете поручать ему свои дела. Например, в три года малыш способен сам помыть посуду. Ему это дело интересно: вода льется, пена пенится, предметы меняют свои качества. Воспользуйтесь его любопытством. Поставьте табуретку к мойке, наденьте фартук – пусть помоет тарелки. Не беда, если на первых порах его придется переодевать в сухую одежду. Главное, ребенок делает важное дело – сам! (Если вдруг придется перемыть за ним всю посуду, сделай это незаметно для малыша.) Обязательно похвалите помощника. Похвала – мощнейший стимул для развития ребенка!
Ответственность, как известно, начинается с мелочей. Поэтому именно мелочам в общении с ребенком придавайте внимание и показывайте ему своим примером, как нужно поступать в той или иной ситуации. Например, надо не забыть налить воды коту или полить цветы в доме. Поручите ребенку эти важные дела. Не заставляйте, а объясняйте! Почему нужно налить котику воды? Почему нужно поливать цветы? «Потому что они живые существа. Ты ведь тоже не можешь без воды и дня прожить?!»
Поскольку у дошкольников ведущая деятельность – игровая, все серьезные дела лучше превращать в игру. Например, «Помоги мне, пожалуйста, накрыть на стол – к нам идут в гости твои куклы» или «Давай устроим соревнование, кто быстрее моет посуду: ты или я?»…

Помните, если вы с малых лет не давали ребенку самостоятельно принимать решения и не приучали к ответственности, то, когда он станет школьником, это будет сделать много сложнее. Он начнет сопротивляться: зачем ему делать что-то самому, если за него это могут сделать другие?

iathqyuq-nbj

Самостоятельно и подконтрольно
Давайте каждый день ребенку, особенно если он уже достиг школьного возраста, больше возможностей делать собственный выбор. Пусть это будет сначала выбор блюда на ужин или одежды для похода в кинотеатр. Потом предоставьте ему шанс самому решить, в каких секциях и кружках он хочет заниматься, в какой вуз поступать.
Расширяйте зону его ответственности постепенно и с учетом возраста. Шестилетний ребенок может сам ухаживать за домашними животными, а через два-три года ходить в магазин за хлебом, сам делать уроки.
Часто родители в погоне за хорошими отметками берут выполнение некоторых заданий на себя. Бывает, сын играет в компьютер или спит, а мама с папой доделывают поделку. А ведь ваша задача дать ребенку возможность проявить себя в полной мере, свою творческую натуру! Так как лучше поступить? Заранее обсудите с ним тему поделки, какие нужны материалы, помогите в сложных местах. Возможно, шедевр будет неидеальным, зато ребенок убедится, как его идея превратилась в реальность. И это принесет ему больше пользы, чем грамота за поделку, выполненную мамой.
Кто учится в школе: вы или ребенок? Не лишайте его возможности пройти этот путь самостоятельно. Разумеется, при вашем небольшом контроле и с вашей поддержкой. Не справляется, предложите помощь. А потом и сами просите его о помощи (это повысит его самооценку). В силу возраста или характера ребенок может забывать о том, что ему поручили. Сделайте «напоминалки»: звонок будильника, записка на зеркале в прихожей, забавная картинка на видном месте… Выберите с ребенком смешную мелодию, установите ее на мобильный. И, услышав, например, утром мяуканье кота, он не забудет накормить домашнего питомца.
Обязательно хвалите детей даже за малейшие успехи и любую проявленную ими самостоятельность.

1471265904_kak-vibrat-krossovki

В свободном плавании
Если ваш ребенок уже достиг подросткового возраста, вы, как мама, должны сделать над собой усилие и в какой-то момент не вмешиваться в его дела. Пусть убедится на своем опыте, к каким последствиям может привести его безответственность. Не положил мокрые варежки после улицы на батарею – к следующей прогулке они не высохли. Дали деньги на хлеб, а он купил шоколадку – вся семья осталась без хлеба. Утром ребенок идет в школу без бутербродов. И обязательно проговаривайте с ребенком подобные ситуации. Чтобы он понял, что, не выполнив дело, он подвел и себя, и вас.
Поддерживайте любую детскую инициативу, любую помощь со стороны сына или дочки встречай с радостью. Проявите терпение – ребенок не сразу станет ответственным. Пройдет время, и если вы будете следовать нашим советам, то ребенок вырастет самостоятельным и ответственным. А значит, у него будет больше шансов стать успешным и счастливым человеком. А разве не об этом мечтает любая мама?!

girl_gardening-2560x1600

Total Views: 1591 ,

Оставить комментарий