Главная » Календарь развития » 8-11 месяцев » Гуление, лепет, речь

Гуление, лепет, речь

Матвей Козубов, 1 год

Сегодня, к сожалению. мы наблюдаем картину повальных речевых задержек и речевых нарушений у детей. Давайте разберемся, как формируется речь ребенка в раннем возрасте и что необходимо делать, чтобы обеспечить своевременное  и полноценное ее развитие.

Речевое развитие ребенка можно условно разделить на этапы.

Предречевой период. На самом первом этапе появляется гуление. Гуление- это явление биологическое, подготовка дыхательной системы к воспроизведению звуков. Образовываются отдельные неопределенные речевые звуки.

Затем появляется лепет — это явление социальное. В лепете есть интонация, ритм, звуки схожие данному языку. Сначала лепетные цепочки однородные  и очень длинные, ребенок любит подолгу их повторять, «играть» ими, затем они становятся неоднородными и короткими. Чем короче лепетные цепочки, тем ближе ребенок к прообразу слов.

Все психические процессы у ребенка — восприятие, память, мышление, внимание, воображение — развиваются через речь. Общение с ребенком, начиная с первого месяца жизни — это основная форма воздействия, которая обеспечивает своевременное развитие речи.

Речь в раннем возрасте развивается по двум  основным направлениям: пассивное владение словом ( т.е. понимание  обращенной речи), и активное ее использование. Пассивная речь опережает в своем развитии активную. Важную роль играет окружающая  речевая среда. Если ребенок слышит ясную, четкую, правильную речь , с многократным повторением слова, (что в этом возрасте очень важно ), тем больший запас слов усвоит малыш и лучше будет развита его речь. Поэтому необходимо сопровождать стихами, потешками, прибаутками, песенками режимные моменты: (умываетесь, кушаете, собираетесь на прогулку, укладываете малыша спать). Речь взрослого должна быть неторопливой, спокойной.

Сначала в речи малыша будут слова, которые имеют много значений. Например: « киса» не только кошка, но и все пушистое — меховой воротник, мамины волосы, одеяло, мохнатая мягкая игрушка. А слово «мама» может означать от «Мой родной человек » до « Все надоело», от « Хочу на руки» до «Дай пить».

К двум годам у ребенка обычно  появляется фраза. Например: « Мама пошли», « Мы гуляем», « Дай сок» и т. д. Постепенно количество слов в предложении увеличивается, появляются вопросы. Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начинают говорить рано, четко произносят слова, активно используют их в речи. Другие хорошо понимают обращенную речь, сами говорят мало. Если  у ребенка отсутствуют какие-либо отклонения в развитии, то такая задержка в речи не опасна. Но, если ребенок не отзывается на свое имя, не выполняет одноступенчатых поручений ( которые содержат одно действие, например: « Дай ложку», « Принеси книгу»), то необходимо проконсультироваться со специалистом.

Как создать благоприятные условия для развития речи?

1.Укрепляйте эмоциональную связь с ребенком (в первую очередь, обычно с мамой). Положительное отношение к взрослому является основным мотивом  деятельности, и малыш очень охотно и радостно выполняет требуемое от него действие или движение.

2.Следите за здоровьем малыша. Больше бывайте на свежем воздухе, не ограничивайте двигательную  активность. Часто болеющие дети могут иметь темповую задержку речи.

3.Помните, речь ребенка развивается только в диалоге! Не делегируйте свою ответственность за развитие речи Вашего ребенка на телевизор, компьютер и планшет, даже если ребенок лучше Вас разбирается в «развивающих» играх.

4.Больше общайтесь, читайте книги (не забывайте , что способы восприятия у детей разные: зрительные, слуховые, кинестетические). Задавайте вопросы, не игнорируйте попытки ребенка к разговору, поощряйте инициативу.

5.Развивайте слуховое восприятие, внимание, память и фонематический слух. Нельзя в период до 3 лет давать детям интенсивно звучащие, звенящие, говорящие, поющие игрушки.

5.Проводите специальные игры, способствующие развитию речи, учитывая возраст и уровень речевого развития своего ребенка. На первых этапах, опираясь на произносительные возможности, речевые сценарии, эталонные фразы, игры  включайте  в жизненные ситуации.

6.Развивайте мелкую моторику (пальчиковые игры, работа с пластилином, крупами, бусинками, шнуровкой, пальчиковыми красками и др.). Важен не сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, а какие упражнения  мы делаем с ребенком и как.

  1. Не забывайте о взаимосвязи и взаимодействии музыки, движения и речи. Существует единство между музыкальной и словесной речью. Функции мозга речи и движения находятся рядом, они влияют друг на друга. Вводя в любой вид деятельности речь и движение плюс музыка, мы троекратно воздействуем на ребенка.

В домашних условиях  для стимулирования и развития речи детей раннего возраста можно использовать доступные каждой маме упражнения, игры, обязательно сопровождая речь с картинкой или игрушкой. Например: « Как Маша поет?» (Ааааа). Заблудилась девочка в лесу, кричит: «Ау..». Используйте подражательную способность маленьких детей. Звукоподражания животным: «Му», « Иа», « Ав-ав» и т.д. Едет поезд «ту-ту». Мальчик стучит молотком «Тук-тук» и т.д. Можно сделать своими руками книжку с яркими картинками или фотографиями по лексическим темам, интересных Вашему малышу («Семья», « Игрушки», «Машины» и т.д.). Игра «Телефон» ( звоним кукле, мишке, зайке)-развиваем диалогическую речь. С детьми постарше играем в «Доскажи словечко», « Придумай слово», « Что ты видишь круглое» и т.д. Читайте детям русские народные сказки, повторение одних и тех же  фраз хорошо запоминается, а также  на материале сказок можно развивать просодическую сторону речи (тембр, силу голоса, интонацию). Многие современные дети, к сожалению,  не знают стихотворений А. Барто, С.Я Маршака, К. Чуковского, но зато хорошо разбираются в героях сомнительных мультисторий.

Помните, что первые пять лет крайне важны для становления речи. Уровень мышления ребенка отражает его речь. Если у вас возникла тревога или вопросы по уровню речевого развития вашего ребенка обратитесь к специалистам: логопеду, невропатологу. Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. Но все же не забывайте: все начинается с мамы!

Текст: Наталия Закирьянова, клинический психолог, педагог по раннему развитию, директор детского центра «Моя радость», г.Алматы

 

 

Total Views: 582 ,

Оставить комментарий